Писатель Ткаченко Петр Иванович родился 15 июня 1950 года на Кубани, в станице Старонижестеблиевской. Окончил Владикавказское высшее общевойсковое командное училище и Литературный институт по семинару критики. Служил в войсках, работал в журнале «Пограничник», газете «Красная звезда», в Военно-художественной студии писателей, главным редактором редакции художественной литературы книжно-журнального издательства «Граница». Полковник, член Союза писателей.

Всегда находился вне политизированных литературных направлений, пытаясь заниматься именно литературой, что в условиях старой и новой идеологизированности общества, упразднения и подмены литературы, по сути невозможно. Его книги не попадали в поле шумной популярности, но всегда касались важных духовных и мировоззренческих основ бытия и социальных аспектов нашей жизни, а потому всегда находили своего внимательного читателя.
Проникновенно и взволнованно автор пишет о родной Кубани, помня, что без любви к малой родине не бывает искренней и настоящей любви к Родине вообще, исцеляющей душу.

Слава Игоревой рати

Читая «Слово о полку Игореве...» Библиотечка журнала «Пограничник», №2/128/, М., 1987 г.

Публицистическое повествование, содержащее впечатления и наблюдения от древнерусской поэмы «Слова о полку Игореве...». Предприняты попытки толкования отдельных художественных образов поэмы. А так же впечатления от поездки по следам Игоревой рати в качестве корреспондента газеты «Красная звезда» в связи с 800-летием «Слова».

Как писал в предварительном слове доктор филологических наук В.Кусков, «Автор «болеет» «Словом». В книге - живой, трепетный интерес к тексту поэтического памятника Древней Руси, стремление по-своему проникнуть в его глубокий смысл, связать поэтические образы «Слова» с произведениями русской литературы ХГХ-ХХ веков, с сегодняшним днем. Это - характерная особенность данной книги».


Когда поют солдаты

Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане. М., «Молодая гвардия», 1987-1988 гг. Запись текстов, составление и вступительная статья.

В книге собраны современные авторские воинские песни, а также песни на стихи армейских поэтов, созданные в ходе афганской войны.

В песнях проявились мужество и стойкость, высокие человеческие качества, чувства и переживания молодых людей, наших современников, солдат и офицеров, участвующих в войне.

Теперь уже совершенно ясно, что литература оказалась бессильной постичь эту войну. Как видно, ей помешало это сделать разделение по идеологическим признакам, что обернулось на деле или восхвалением там, где должно быть постижение трагедии, или нигилистическое охаивание воюющих людей, посланных на войну государством, что равносильно предательству... Эти трогательные и поэтически глубокие песни и стали единственной художественной летописью этой войны.

Книга вышла четырьмя изданиями.

Время выбрало нас

Песни, рожденные в Афганистане. М., Военное издательство, 1988 г.

В сборнике представлены лучшие авторские и самодеятельные песни, созданные воинами ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В этих песнях раскрывается вся сила духа, выразились лучшие чувства молодых людей, участвовавших в войне.
Книга оформлена рисунками, сделанными в Афганистане, поэтом, исполнителем и художником генерал-майром В.П.Куценко.
Издание с нотами.

Афганистан болит в моей душе

Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. Литературная запись и составление. М., «Молодая гвардия», 1990 г.

В книгу вошли собранные писателем воспоминания, дневники солдат и офице- ров, воевавших в Афганистане, живых и павших. Эти человеческие документы складываются в объективную картину необычной, необъявленной войны, имевшей такие глубокие и долгие последствия в нашей истории. Это первое издание, в котором предоставлено слово самим «афганцам», воевавшим солдатам и офицерам.

Как видится, это издание рассказало о той войне гораздо больше, подробнее, эмоциональнее и взволнованнее, чем многие торопливые произведения профессиональной литературы.

Из пламени Афганистана

Стихи и песни советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, и стихи, посвященные им. М., «Советская Россия», 1990 г.
Поэтический сборник составили произведения, посвященные службе и подвигам советских воинов на афганской земле. Многие из этих стихотворений рождались как песни, записываемые на магнитофонные кассеты. В книгу вошли также стихотворения профессиональных поэтов, посвященные этой войне.
Кто знал, что спустя годы, Афганистан снова окажется в эпицентре мировых противоборств, к судьбе которого мы вновь окажемся причастны. Но уже с отмененными боевыми орденами, полученными за мужество и без песен, без стихов, то есть опять без права на свое слово о смысле происходящего...

Дорогие мои

Письма из Афгана. М., Профиздат, 1991 г.

В книгу вошли наиболее интересные письма солдат и офицеров, побывавших на афганской войне. Это волнующие, живые документы времени. Они дают новое представление как о войне, так и о ее участниках. Многие письма, собранные писателем, это письма тех, кто навсегда остался на афганской земле, по сути их последние слова.

Через эти письма открывается объективное понимание войны и ее последствий, свободное от лукавых идеологических и политических толкований.

До разгрома и после него

Кто и как убил Александра Фадеева? Куда и зачем вел людейЛевинсон? Кто и кого разгромил в «Разгроме»? Откуда взялся Ленин? Версия. После разоблачения. Незаконные дети России. Вместо открытого письма А.И.Солженицыну. М., 1994 г.

Автор предлагает необычное, оригинальное прочтение романа Александра Фадеева «Разгром» через библейские образы. Пытается разгадать филологическую, этимологическую тайну псевдонима «Ленин».

Книга может стать необходимой тем, кто изучает русскую литературу - школьникам, студентам, учителям-словесникам - всем неравнодушным к духовной истории своей страны, в ком наш расчетливый и лукавый век не убил пытливого ума и не погасил жара души.

Где спит казацкая слава

Станичные рассказы. По страницам кубанской культуры. Как возрождается казачество. «Пресс-Соло», М., 1995 г.

Чем было казачество в истории России, какова его самобытная культура, чем оно является сейчас, чем могло бы и может стать в наше время, является ли оно воспроизводящейся социальной системой или уже остается реликтом - об этом размышляет писатель.

Кроме рассказов из казачьей жизни, публицистики о казачьей культуре и возрождении казачества, в книгу вошли свадебный обряд и святочный обряд «Мыланка», записанные автором в его родной станице Старонижестеблиевской.

Это взволнованная, эмоциональная исповедь человека, по всем родовым линиям принадлежащего к черноморскому, кубанскому казачеству, несущего в своей душе его нелегкую судьбу.

Кубанский говор

Опыт авторского словаря. М., «Граница», 1998 г.

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских говоров, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

Ни одна область и край России не имеет столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань. Во все времена явно и тайно гонимый по соображениям политическим, кубанский диалект все-таки сохранился в языке значительной части людей юга России.

Составленный писателем авторский словарь является первым изданием кубанского диалекта за всю его историю.

Офицерский романс

Песни русского воинства. М., «Граница», 1999 г.

Сборник составили песни русского воинства разных времен, малоизвестные тексты периода гражданской войны, белого движения и эмиграции, песни советского периода, популярные романсы из известных кинофильмов. Это не строевые и не исторические воинские песни, коих немало покоится в старых сборниках, но именно лирические песни, романсы, так или иначе живущие в наше время.

В книге впервые полно представлен современный офицерский романс, в последнее время особенно популярный, но обществу остающийся пока не известный. В сборник включены лучшие песни, рожденные афганской войной.

Кубанские пословицы

СД.Мастепанов о пословицах и поговорках народов Северного Кавказа. М., «Граница», 1999 г.

В книгу вошли пословицы и поговорки, собранные писателем, а так же его помощниками из городов и станиц края. Предваряет книгу очерк «Учитель Мастепанов», в котором автор рассказывает о необычной судьбе школьного учителя из станицы Отрадной Сергее Даниловиче Мастепанове (1913 года рождения), ученом-самоучке, паремиологе - специалисте по пословицам и поговоркам с мировым именем. Простой школьный учитель немецкого языка, ученый с мировым именем СД.Мастепанов - человек трудной судьбы. За увлечение эсперанто он был приговорен к расстрелу, замененному десятью годами лагерей. Полиглот, историк, этнограф он внес неоценимый вклад в культуру народов Северного Кавказа. Им подготовлено крупнейшее в мире собрание пословиц и поговорок народов мира. Подготовлено так же уникальное собрание, содержащее сведения о миллионе жертв геноцида и ста тысяч с фотографиями.

Сергей Данилович Мастепанов свой подвиг совершил. И весь вопрос теперь в том, способны ли мы осознать всю уникальность его судьбы и личности, не только для кубанской, но и для российской культуры, сумеем ли, несмотря ни на что, издать его наследие, сделав его всеобщим достоянием.

В поисках града Тмутаракани

Невостребованные размышления о русской литературе и жизни. М., Издательство Московского государственного университета, 2000 г.
Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве» единственное в своем роде, уникальное явление русской культуры, а в равной мере украинской и белорусской. Несмотря на свое более чем восьмисотлетие, поэма не только не тускнеет, но открывается все новыми и новыми смыслами. Это, конечно, говорит, как о ее высоком художественном уровне, так и о мировоззренческой цельности.

В книгу вошло оригинальное прочтение «Слова о полку Игореве» через христианские воззрения, обнажая его потаенный, а, может быть, единственно возможный смысл. Это писательское прочтение поэмы не как памятника исторического исключительно, к чему зачастую сводится ее толкование, но как творения духа, произведения художественного, выражающего концепцию русского бытия. Поэма представлена в сквозном развитии художественной мысли, на широком фоне русской литературы более поздних времен.

Не для меня придет весна...

Запоздалые рассказы. М., «Граница», 2000 г.

Эта прозаическая книга писателя не совсем обычна для современной ли- Тературы. Когда многие авторы друж- но погружаются в постмодернизм, в оскудевшую рефлексию, автор пытает- ся остаться в традициях русской литературы, ее реализма. Это безусловно проза, хотя рассказываемое автором как бы подтверждается документальными фотографиями, как старыми, так и современными. Но это не только дань достоверности, а как бы компенсация нынешней невосприимчивости слова, его неслышимости, что обусловлено не свойствами самого слова, но духовными и социальными процессами, происходящими в обществе, психологическим состоянием человека.

Автор рассказывает не только о прошлом, хотя постоянно и обращается к трагическим страницам истории родного края, но и о том, как обыкновенно бывает в человеческой жизни во все времена. Вместе с тем выбираемые им истории из реальной жизни столь необычны, что воспринимаются с не меньшим интересом, чем самые изысканные детективы.

На Ольгинском кордоне

М., «Стольный град», 2000 г.

Статьи, вошедшие в эту книгу, нельзя назвать только историческими. Известные и малоизвестные факты автор ставит в непривычную связь, обнажая суть замечаемых им явлений социальной и духовной жизни. Это размышления об истории и современности, о том, что происходит в нашей жизни и с нами. Вместе с тем это открытие Родины, которая со временем предстает пред автором новыми смыслами и тайнами.
В книгу вошла статья о нравах провинциальной литературной жизни «Дурлук кубанский», о цельности и единстве исторического процесса «Крашенный хлеб», а также полемика о кубанском диалекте «О словарях, жареных карасях и науке...»

Кубанские песни

С точки зрения поэтической. М., «Стольный град», 2001 г.

Кубанские народные песни издавна и традиционно являются наиболее популярными, считаются наиболее оригинальными в песенной культуре России. Неповторимое своеобразие им придает то, что многие из них пришли с Украины, приобретя со временем новые черты, став феноменом локальной культуры России, образовавшиеся в результате взаимопроникновения русского и украинского языков, составивших новую эстетическую реальность. Эта книга - о своеобразии кубанских песен, о взаимообусловленности языков, культур и судеб братских народов - русского и украинского. В нее вошли так же размышления писателя о народно-поэтическом образе Казаке-Мамае, о народной песне в романе М.Шолохова «Тихий Дон», о трагической судьбе композитора и фольклориста Григория Митрофановича Концевича (1863-1937), о композиторе и фольклористе, художественном руководителе Государственного академического Кубанского казачьего хора Викторе Гавриловиче Захарченко, а так же тексты песен, записанные автором в разное время в его родной станице Старонижестеблиевской Краснодарского края.

Эта книга вместе с книгами «Кубанский говор» и «Кубанские пословицы» по цвету орнамента на обложках составляет комплект книг «Флаг Кубани».

Слово о Мараварскои роте

Неоконченная повесть. Издательство гуманитарного университета. Екатеринбург, 2004 г.

В повести рассказывается об одной из самых трагических страниц долгой афганской войны - бое 21 апреля 1985 года в Мараварском ущелье, где погибла почти вся рота спецназа. Это документально-лирическое повествование не столько собственно об афганской войне, но и о том, чем эта война была и стала в нашей российской истории, чем она отозвалась и как продолжилась в наши дни. Повесть написана давно, но так и не была опубликована в эти смутные годы, когда навязывалась и преобладала агрессивная обличительная идеология «цинковых мальчиков», а не то человеческое сострадание, на котором держится мир. Это свидетельствует о том, что не только финансовая, но и идеологическая цензура во времена «демократии» продолжилась.

В книгу вошел так же очерк «Я, конечно, вернусь. Я всегда возвращался...» (послесловие к истории о «цинковых мальчиках») о самоотверженной неравной борьбе матерей Белоруссии за память о своих погибших сыновьях, которую у них отнимали во имя, разумеется, соображений «высших»...

Теперь, когда Афганистан вновь стал ареной мировых противоборств, эта книга приобретает особый интерес и даже злободневность.

Загадка генерала Осликовского

Хроника одной судьбы. М., 2002 г.

В книге рассказывается о видном военачальнике, гвардии генерал-лейтенанте Николае Сергеевиче Осликовском (1900-1971), участнике гражданской и Великой Отечественной войн, Герое Советского Союза, командире 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, сыгравшей неоценимую роль при защите Москвы, участвовавшем в беспримерно длительном рейде по тылам противника на Вяземском направлении; командире 3-го гвардейского кавалерийского Гродненского корпуса, сражавшемся под Сталинградом и на белорусской земле, первым, вступившим в Восточную Пруссию в 1944 году и первым, в составе 2-го Белорусского фронта вышедшим на соединение с союзными войсками на Эльбу, у города Виттенберг, в 1945 году.

Это повествование о человеке своего трудного и жестокого времени, которого не обошли его бури и через которые он прошел с достоинством и честью. Вместе с тем это книга о войне, как основном геополитическом событии двадцатого века, смысл которого открывается в свете событий последних лет.

Н.С.Осликовский, начинавший свою службу под командованием незаурядного человека Григория Ивановича Котовско-го, как и многие его соратники, считал себя котовцем. Что подразумевалось под этим, автор рассказывает в главе «Тайна гибели Котовского».

Куда девать Екатерину?..

О памятнике Екатерине П в Краснодаре. Почему не получается его восстановление. Тайна Керченского пролива. Погибнет ли Тамань. Затерянное войско. М., 2002 г.

разрушения памятника Екатерине П на юге России, в Екатеринодаре (Краснодаре) выдающегося скульптора Михаила Осиповича Микешина (1835-1896 ), автора памятника в Новгороде «Тысячелетие России».

Через историю этого памятника, а также других монументов в крае и в столице, автор вскрывает важные мировоззренческие положения, отвечает на вопрос о том, почему не получается восстановление монумента, являющегося шедевром скульптуры, выражающего и воплощающего российскую государственность на юге страны, в геополитически и стратегически решающем регионе. Это книга и собственно о памятнике, и о мировоззренческих основах нашего бытия.

Восстановление памятника Екатерине П сегодня уже не является ни отрицанием советского периода истории, ни воскрешением монархической идеи, но - воссозданием исторической и государственной преемственности в России.

Восстановление памятника М.О.Микешина является делом чести и долга образованных людей России, истинных патриотов. Восстановление и открытие монумента, к столетию его создания, 6 мая 2007 года в Краснодаре, должно стать общероссийской культурной акцией.

Зрячее сердце

Петру Ткаченко

Мы нищету друг с другом делим,
Сиротский хлебушек жуем.
В Россию мы не только верим,
Мы в ней живем...
Николай Зиновьев,
г. Кореновск

После того, как я прочитала книгу «Дорогие мои... Письма из Афгана», я поняла, что Вы мне родной и близкий человек, если пропустили через свое сердце столько человеческого горя и материнских слез. О, этот проклятый и родной Афганистан! Никогда не думала, что он так войдет в жизнь моей семьи.
Ирина Павловна, мать погибшего в Афганистане Александра Бегунцова.

Автор пропустил через себя гору материалов не только прежней поры, но обогатился и живыми свидетельствами.

Алексей Сребницкий, «Независимая газета».
01.11.1995 г.

Я всех на Кубани в культурном мире знаю, и лучше П.И.Ткаченко кандидатуры на исполнение заветных родных кубанских мотивов и традиций не вижу. Его прекрасные книги, статьи, его позиция - явление для кубанской литературно-исторической среды, и, к сожалению, это мало кто замечает... Виктор Лихоносов, писатель, п.Пересыпь, 1997 г.

И все-таки Россия была и остается страной, где добрые и серьезные дела вершились людьми одержимыми, подвижниками. В очередной раз эту особенность жизни подтвердила вышедшая в издательстве «Граница» за счет автора уникальная в своем роде книга Петра Ивановича Ткаченко «Кубанский говор». Поскольку автора я знаю давно, еще со студенческих времен (заочно он учился в Литинституте, где я имел честь преподавать русскую и украинскую литературу), то могу со всей ответственностью утверждать, что Петр Иванович - человек одержимый, а потому и оказался он способен на долгий и упорный труд над словарем кубанского говора, скромно названного «авторским опытом». По сути же он сумел сделать то, что под силу если не институту языка, то во всяком случае целому отделению научного учреждения... Опыт этот, с моей точки зрения, есть значительный вклад писателя в дело изучения и исследования судьбы родного ему края, казачества, одно из ярких свидетельств нескончаемости подвижничества на Руси.

Борис Леонов, доктор филологических наук. «Патриот», №5, 1999 г.

И возрождение казачества, на мой взгляд, произойдет не через самохвальную политическую брехню, а через культуру и язык. Это ведь видно по ошеломляющему успеху казачьего народного хора, руководимого В.Захарченко. И язык - одна из основных скреп. Это прекрасно знает Петр Ткаченко. Из московского далека ему, стосковавшемуся по родному говору, легче и вдохновеннее писалось, легче нанизывалось каждое слово на один общий кукан. Ему, живущему на Ореховом проезде в Москве, видно слышался шелест ореховой листвы родного дома в станице Старонижестеблиевской.

Николай Ивеншев, писатель, «Литературная Россия», 29.01.1999 г.

Составленный Петром Ткаченко авторский словарь является первым опытом словаря кубанского диалекта за всю его историю. Этот труд без преувеличения можно рассматривать как результат подвижничества.

Дмитрий Алентьев, писатель, «Литературная Россия», 11.12.1998 г.

Кубанское «двуязычие» - явление уникальное. Языки не просто смешались, но образовали новую эстетическую реальность. .. Уникальность работы Петра Ткаченко и в том, что это первое издание словаря кубанского диалекта.

«Труд», 16.01.1999 г.

По нашим «рыночным» временам подвижничество Петра Ткаченко сродни подвигу во имя искусства... Ткаченковский словник действительно уникальное собрание, дающее поэтическое представление о нашей Кубани. Именно поэтическое, ибо автор каждую словесную изюминку пропустил через душу свою.

«Человек труда», №9, 1999 г., г.Краснодар

Вчитываясь в строки из «Офицерского романса», невольно обращаешь внимание, как перекликаются драматические события Первой мировой и гражданской с сегодняшними... Благодаря скрупулезному труду составителя, читатели этого сборника имеют возможность познакомиться не только с текстами современных романсов на тему «белого» офицерства, но и хотя бы с некоторыми текстами самих русских офицеров, известных и малоизвестных поэтов русского зарубежья... И как было бы здорово, если бы составитель не остановился на достигнутом, а продолжил бы такой нужный труд по собиранию песен, которые не должны безвозвратно теряться в потоке времени...

Ия Пермякова, «Дальний Восток», № 3-4,2002 г.

И оказываются эти рассказы, рассказы о делах «давно минувших дней» накрепко спаянными с нашей сегодняшней жизнью, за которую и отвечаем сегодня мы.

Лариса Ястребова, «Москва», №10. 1999 г.

В связи со съездом писателей, то есть выездным секретариатом на Кубани очень часто в числе других упоминалось и Ваше имя. Правда, я никак не пойму, а почему Вас на этом съезде не было? По всем параметрам Вы здесь должны быть, ведь Вы не только российский, но и наш родной кубанский писатель. Они что не читали «Где спит казацкая слава», этот сгусток Вашего единения с родной Кубанью? А я эту любимую книгу много раз перечитываю и вместе с Вами переживаю за судьбы тех людей. Они для меня, как живые... Спасибо Вам, что Вы есть и не даете пасть возможному забвению прошлого, будите в человеке все человеческое, взываете к совести каждого здравомыслящего человека.

Нина Браташова, г. Кореновск, 07.04.1999 г.

Невидимый тот град открывается только неравнодушному сердцу. Лишь оно, если верить французскому писателю, летчику Экзюпери, зрячее. Именно такое зрячее сердце у писателя-кубанца с «московской пропиской» Петра Ткаченко. Ему всегда тоскуется по улочкам станицы Старонижестеблиевской. Каждый год он по нескольку раз приезжает сюда, чтобы набраться новых фактов и нового вдохновения... П.И.Ткаченко удержал и удерживает все это на искрящемся, горько-полынном воздухе своей родной ста-ронижестеблиевской степи. В мире тонущем, но не утонувшем пока еще не проржавели гвозди слов...
А.Бузаев, «Зрячее сердце», «Кубанские новости», 27.06.2000 г.

Прочитал Вашу книгу «Где спит казацкая слава». Когда читал, включил радио на громкость, чтобы соседи не слышали, как я плакал навзрыд...

Александр Явлинский, г. Сочи

Удивительно: в последнем году двадцатого века писатель и литературный критик, литературовед, коренной кубанец, живущий в Москве, Петр Ткаченко издал сразу три книги: «На Ольгинском кордоне», «Не для меня придет весна...», «В поисках града Тмутаракани». И ни одну из них не заметили специалисты на Кубани. Добро бы книги были серые или, в худшем случае, средние. Можно было бы не удивляться. Но в том-то и дело, что каждая из них - плод глубоких и нетривиальных раздумий о судьбах родной страны, родной литературы. Видимо, мы и вправду разучились читать или стали, как говорил великий поэт, «ленивы и нелюбопытны». Потому что, если говорить серьезно, эти книги не заметить нельзя. Круг интересов Петра Ткаченко необычайно широк...

Писатель, критик, литературовед, гражданин ищет ответа на вопрос, не что с нами случилось (это понятно каждому), а почему случилось?... Читая книги Петра Ткаченко, думаешь о том, что воспитание эстетического вкуса неразрывно связано с воспитанием нравственным.

Читая книги нашего земляка, я наслаждался и глубиной мысли, и нетривиальностью суждений, и первоклассным русским языком, который мы начинаем забывать. Читая его книги, понимаешь, что самая большая ценность нашего народа -его язык. Поэтому хочется верить, что читатель Ткаченко еще впереди. Его обязательно будут читать, и он займет свое достойное место в кубанской и русской литературе. Потому, что голос Петра Ткаченко сегодня - один из самых чистых и свежих в нашей литературе. Его книги - загадка, как всякая подлинная литература. Он мало известен кубанскому читателю, может быть, потому, что не позволил никаким призракам заслонить его взгляд на самого себя, на мир и его устроителей.

В.Богданов, писатель,
«Кубань сегодня», 12.09.2001 г., г. Краснодар

Земля родная

Как я люблю эти тихие летние вечера в станице, когда огромное красное солнце, зацепившись за острые тополя, и, окровавив водную гладь ерика, тихо скатывается обессилевшее в степь. Когда белая, сизая полоска то ли дыма от невидимого костра, то ли вечернего тумана перечеркивает темные купы садов и акаций, тихо уползает в неведомую высь. Когда большие красные коровы, пройдя по улице, оставляют в дорожной пыли темные пятна кизяков, вносят в станицу собранный в поле теплый, родной, сладковатый, с горчинкой, запах полыни и каких-то других диких трав. А за околицей, среди полей, зовет кого-то безответно, невидимая перепелка...

Как я люблю эти глубокие, бездонные тихие ночи, нарушаемые лишь серебряным стрекотанием сверчка, когда крупные звезды взирают на тебя с небес, не мигая, то ли о чем-то спрашивая, то ли чего-то ожидая от тебя. Когда небо вдруг прочертит метеорит или далекая безвестная звезда, и ты встрепенешься от неожиданности и испуга. Как прекрасен этот загадочный, неизвестно с какой целью распахнутый перед тобой таинственный мир!..

Родная, единственная во веки веков Кубань, неповторимая, лишь однажды даруемая каждому из нас родина! Что сошлось, что таится в твоем древнем имени?! Что так трепещет сердце и томится душа при одном только взгляде на твои просторы, на твои бескрайние поля с вековечными курганами, всплеснувшими горизонт, на твои осторожные предгорья - катавалы, на твои таинственные плавни...

Все так же белеют твои дома и хаты, все так же пьяняще цветут твои сады, печалятся над вечными водами вербы и бодро вскинуты в небо неутомимые тополя. Все так же тревожно и испытующе смотрит в душу отцовский дом, от одного сиротливого вида которого плавится нежностью наивное сердце. Там - ноша неласкового, неповторимого и прекрасного мира, исцеляемого только нашей любовью.

Как всегда сияют над тобой высокие небеса, все так же задумчиво текут твои реки и ерики, все так же бродят в своих вечных превращениях твои черноземы, все так же являются над тобой таинственные видения, цветут предания, рассыпаются характерные, нигде более не встречаемые, родные говоры.

Смотрю на тебя из своего московского далека до рези в глазах, вслушиваюсь в твой нескончаемый рокочуший гомон, думаю о тебе свои невеселые думы. Болью исходит душа за твою новую неминучую участь. Что стряслось, что случилось, какие злые ветры пронеслись над тобой, какой ворог пришел в твои пределы, какая сила приводит в запустение и упадок цветущий край?

Не проносились над тобой злые ветры, и ворог не проходил в твои пределы, не хоронились на этот раз твои лучшие хлопцы по камышам, но стиснута, сбуркана, как пойманная птица, бескрылая душа, подсечена воля, подкралось равнодушие, разгулялась крамола, как некий, земным врачам неведомый недуг. И этого оказалось достаточно, чтобы рушилась и приходила в запустение вся жизнь. Снова настороженно и пугливо стынут в степях безмолвные станицы. Не пролетают над ними, как бывало, песни и не правятся в них обряды. Невыносимо одиноко живой душе в этой человеческой пустыне. Снова дуркуют твои сыновья и блудят дочери, отравленные разными мыслительными ядами. В какие пустышки, в какие цацки поверили их шаткие души, что свое, исконное и родное стало им почему-то не родным - такого обезьянничанья не знают в других землях и странах, зорко оберегая свое от иноверных влияний. А вместе с тем забыты вечные истины и заповеди. Болью исходит душа, хотя разум знает, что веселье беззаконных кратковременно, а радость лицемера мгновенна.

Так мало надо человеку для его земной жизни - тихой радости, которая зависит не от богатства, а от чего зависит, никто не знает. А те, кто «знают», в своем неистовом стремлении ее достичь, попадают в еще более невыносимые беды...

Почему на твоих просторах так неуютно и не находится места человеку ни для жизни, ни для вечного покоя...

Но, все так же сияют твои высокие небеса, с которых явлен однажды защитный, спасительный лик Богоматери.

Смиренно склоняю пред тобой воспаленную от тяжких дум голову, низко кланяюсь тебе, единственная во веки веков, столькими бедами просветленная, столькими слезами омытая, столькими воспоминаниями укрепленная твоих сыновей и дочерей, рассеянных по всему свету, родная кубанская земля...

Подписи к фото:

Писатели и деятели культуры Кубани на презентации книги «Где спит казацкая слава» в станице Старонижестеблиевской 26 августа 1995 года.

Встреча с читателями в Концертном зале П.И. Чайковского в Москве. Ноябрь 2001 года.