14 марта 2013 года в Международном Фонде славянской письменности и культуры состоялся отчетный круг, посвященный 7-летию Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ".

На мероприятии присутствовали видные общественные и культурные деятели. Те, кто стоял у истоков развития Инициативы и те, кто присоединился к этому большому, насыщенному явлению современной культурной жизни за последние годы. 

«История не терпит суесловья…»

Исполнилось семь лет Культурно-просветительской Инициативе «Походъ». Прошло семь лет с тех пор, когда группа единомышленников совместно с Московским мужским творческим объединением «Казачий Кругъ», озабоченные состоянием культуры и исторической науки в нашем обществе, предприняла необычное по тем временам дело восстановления культурной традиции и исторической преемственности. Инициатива оказалась действительно востребованной, вовлекая в поле своей деятельности многих участников, по сути, со всех регионов России.
Семь лет – срок немалый, как по меркам человеческой жизни, так и по значимости тех процессов, отнюдь не позитивного характера, которые происходили, да и всё ещё пока происходят в культуре, образовании, литературе, традиционной народной культуре и в особенности в истории.

И поскольку Культурно-просветительская Инициатива «Походъ» была предпринята, пожалуй, в самое неблагоприятное для культуры время, можно сказать, что это было естественной и здоровой реакцией на вытеснение культуры из общественного сознания, на подмену литературы тем, что ею не является, по сути, на покушение на народное самосознание. То есть все эти годы мы действовали не благодаря ситуации в обществе, но вопреки ей. Это – очень важное обстоятельство, которое мы должны всегда помнить.

Изначально мы обратились к традиционной народной культуре, как форме народного самосознания. И прежде сего песенной, организуя фольклорные экспедиции в регионы России, проводя выступления народных коллективов, выставки, выпуская и распространяя диски народных песен, проводя масштабные фольклорные форумы. К двадцатилетию «Казачьего Круга» выпустили красочную книгу-альбом «Песнью всё пребудет…».

Что двигало нами тогда и все эти годы? Безусловно ясное осознание того, что традиционная народная культура – это форма народного самосознания и вне её наша жизнь не может быть устроена на благонамеренных началах. Осознание того, что настало время восстановления традиции, то есть изучения, освоения и включения её в социокультурный контекст.
Нами двигало осознание того, что духовная, культурная и историческая преемственность являются непременным условием существования каждого народа и общества, и не могут быть разрушаемыми ни под какими, даже самыми «передовыми» и «прогрессивными» предлогами. А шире – мы были заняты духовно-мировоззренческими осмыслением происходящего. Разумеется, на основе веры, знания истории и судьбы страны и народов в неё входящих.
Традиционная народная культура – не есть нечто архаическое, принадлежащее лишь прошлому, так же как и история не есть только миновавшее, как зачастую они выставляются. Это – живая реальность, сопровождающая народ во всю его историю, а человека – во всю его жизнь от крещения до похорон…
И поскольку в начале было Слово, следует сказать о нашей издательской деятельности, а точнее, - о наших попытках осмысления происходящего с точки зрения духовно-мировоззренческой.

Заметным явлением в наше нелитературное время стал авторский литературно-публицистический альманах «Солёная Подкова» литературного критика, публициста и прозаика Петра Ткаченко. Вышло семь выпусков альманаха по цвету обложек составивших комплект книг «Радуга». Но дело даже не в этом в определённой мере внешнем эффекте, а в том, что авторский альманах «Солёная Подкова» оказался единственным в своём роде и был очень высоко оценен в литературной среде. «Врачеванием души», «целительным чтением» был назван он со страниц «Литературной газеты». Благосклонно отозвался об альманахе выдающийся русский писатель, недавно скончавшийся Василий Иванович Белов: «Солёная Подкова» очень удачна и поэтично звучит».
Надеюсь, что многие читатели и зрители запомнили такое значимое событие, проведённое «Культурно-просветительской Инициативой «Поход», как презентация книги «Драма Грозного царя» Петра Ткаченко и картины заслуженного художника России Игоря Машкова «Великий вход Ивана Грозного в освобождённый Полоцк (1563 г.) – в Паломническом центре Московского патриархата 26 мая 2011 года. Подчеркну, что значимым это событие стало потому, что трактовка личности первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного, как художником, так и писателем оказалась кардинально отличной от той искажённой, которая, к сожалению, всё ещё преобладает в общественном сознании. Разумеется, преобладает не сама по себе, а под воздействием всей мощи пропаганды диктатуры либерализма. А точнее было бы сказать – либеральной догматики.
Теперь мы выпускаем духовно-мировоззренческий и литературно-публицистический альманах «Походъ». Вышло два его выпуска, получившие хорошие отзывы, как читателей, так и в прессе. К примеру, «Литературная газета» отмечала, что «альманах «Поход» призывает к пониманию непрерывности российской истории без изъятия каких-либо её страниц, к внимательному исследованию причин и следствий драматических и трагических событий прошлого» (№ 7, 2012). Следует отметить, что как в литературных, мировоззренческих изданиях, так и в изобразительных полотнах мы ставили перед собой все эти годы, как думается, важную задачу. Кратко сформулировать её можно так: уж, коль многие факты истории, литературы, духовно-мировоззренческие представления в нашем общественном сознании искажены – умышленно или невольно – мы должны и обязаны представить их в их истинном свете. Насколько нам это удавалось, разумеется, покажет только время. И привлекали для этого авторов не только в пределах Садового кольца столицы, но – из многих регионов России. Во всяком случае, в двух выпусках альманаха «Поход» выступило 25 литераторов, историков, публицистов.
Особенно остро в этом плане стоит вопрос в нашей исторической науке. В связи с этим скажу стихами выдающегося русского поэта советской эпохи Ярослава Смелякова.

История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.

Кстати сказать, на столетие поэта альманах «Поход» откликнулся ранее всех литературных изданий. И не просто статьёй, а обстоятельной литературно-критической повестью, которая потом уже была опубликована в альманахе «Аргамак. Татарстан» (№4, 2012) и в журнале «Наш современник» (№ 1, 2013).
Особо хотелось бы сказать об исторической живописи заслуженного художника России Игоря Машкова. Вышло два альбома художника. Стало доброй традицией ежегодно выпускать календари с репродукциями его картин.
Фундаментальным трудом Игоря Машкова является художественно-историческая серия «История русского православного паломничества», написанная по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла – ныне Патриарха Московского и всея Руси. Картины этой серии знакомят зрителя с благочестивыми русскими паломниками от Святой равноапостольной княгини Ольги до наших дней. Это картины: «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь» (2001 г.), «Игумен Даниил у Гроба Господня» (2002 г.), «Паломничество преп. Антония Киево-Печерского на Афон в 1015 г.» (2003 г.), «Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II на Валаам. Остров Крестовый (Святой)» (2002 г.), «Паломничество Петра I на Соловки» (2007 г.) и др. Как писал преподобный Варсонофий Оптинский: «У художников в душе есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк религиозного мистицизма».

К числу несомненных заслуг И.Г. Машкова надо отнести ярко проявившееся в его картинах стремление освободиться от традиционной ограниченности сюжетов, являющих лишь вершину исторического айсберга. Отсюда выбор сюжетов для исторической серии «Путь ко Граду Небесному», где ключевые в духоносном плане события истории российской выстраиваются в единую линию. Это картины: «Чаша Великого князя Александра Невского (в Золотой Орде у хана Батыя и сына его Сартака)» (2008 г.), «Великая княгиня Ольга и сын её Святослав (проводы из Вышгорода в Новгород)» (2008 г.), «Переселение запорожцев на Кубань в 1792 году» (2007 г.) Отсюда и непреходящий интерес художника к истории казачества российского, воспетой им в ряде портретов и исторических полотен: «Посольство Ермака к Ивану Грозному» (1988 г.), «Генерал Бакланов на Кавказе» (1995 г.), «Казаки. Походная песня» (1994 – 2001 гг.).

Творчество художника получило несколько десятков отзывов в профессиональной и массовой печати. Благодарственные письма многих государственных и общественных организаций, а также награды не обошли его труд. Одним из итогов деятельности стали изданные в 2001 г. И 2006 г. Альбомы его произведений. В 2006 г. И.Г. Машкову было присвоено почётное звание Заслуженный художник Российской Федерации.

С большим интересом среди зрителей и в прессе были встречены работы Игоря Машкова последнего времени: «Иосиф и Яков (И.В.Сталин с портретом сына 1943 г.», «По ту сторону реки (Москва, октябрь 1993 года)», особенно – помянутая уже картина «Великий вход Ивана Грозного в освобождённый Полоцк (1563 г.)», «Нашествие. Видение наполеоновским солдатам митрополита Ионы в Успенском соборе Кремля в 1812 г.», «Призвание Михаила Фёдоровича на царство в 1613 году».
Все эти годы шла ожесточённая борьба за историю России, и, прежде всего, художническими и писательскими средствами. Безнадёжна ли эта борьба? Ни в коем случае! Пусть трудно и медленно, но она уже приносит реальные плоды. В народе, в обществе, уставшим от насилий, приходит осознание того, что от исхода этой борьбы зависит наше народное, государственное и человеческое бытие: «Расчленение истории Отечества – идеологическая подготовка нового распада страны…» («Литературная газета», № 7, 2013).
Поворот к истинной истории народа и страны происходит. И было бы наивным полагать, что он не встретит сопротивления. И всё-таки он происходит. Нам отрадно осознавать то, что все эти годы, несмотря ни на что, мы работали на него.

По всем признакам наступает сменовеховское время, то есть обращение к народной традиции. Имею в виду знаменитый сборник о русской интеллигенции «Вехи» (М., 1909) предсказавший революцию в России. Пожалуй, только Культурно-просветительская Инициатива «Походъ» заметила столетие «Вех», выпустив мировоззренческую книжку «Когда же произойдёт смена вех? (Новая смена вех)» (Издательство «ООСТ», М., 2009). Но главное состоит в том, что вектор предстоящих и уже происходящих в обществе событий был определён в ней верно.

Но в связи с этим перед Культурно-просветительской Инициативой «Походъ» предстают новые, не такие простые проблемы. Во всяком случае, мы чувствуем, что изменения, происходящие в жизни, требуют от нас несколько иных форм и методов работы. И это естественно. Разумеется, при сохранении фундаментальных направлений, которым мы следовали все эти семь лет – приверженности традиционной народной культуре во всём её многообразии, всех форм и жанров фольклора; истории, в её непрерывности и преемственности, исторической живописи, проведении выставок, а также массовых фольклорных форумов. «Походъ» продолжается.

Крюков Олег Александрович,
атаман Культурно-просветительской
Инициативы «Походъ»

Резолюция
Отчетного круга, посвященного 7-летию Культурно-просветительской инициативы «ПоходЪ»
г. Москва 14.03.2013

1. Отчёт атамана Крюкова Олега Александровича о проделанной работе за 7 лет принять и одобрить.
2. Согласиться с атаманом Крюковым О.А. о назревшей необходимости преобразования Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ" в Общественное движение «ПоходЪ». Создать Общественное движение «Походъ» в соответствии с нормами Федерального закона от 19.05.1995 № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях».
3. Упразднить Культурно-просветительскую инициативу "ПоходЪ".
4. Упразднить должность атамана Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ".
5. Поручить Крюкову Олегу Александровичу разработать пакет документов, необходимых для созыва общего собрания участников Общественного движения «Походъ» и учреждения указанного общественного объединения.
6. Уведомить будущих участников Общественного движения «Походъ» о созыве общего учредительного собрания участников движения на 30 мая 2013 г.
7. Провести учредительное собрание Общественного движения «Походъ» 30 мая 2013 г. в г. Москве.