Издательский отдел Культурно-просветительской Инициативы "ПоходЪ" завершил серию единственного в своём роде авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова». Название своему альманаху автор нашёл на Кубани, близ его родной станицы Старонижестеблиевской по имени грязевого лечебного озера Солёная Подкова. Его красивое, поэтическое имя приобретает значение символа и образа, места, где исцеляются не только от недугов телесных, но и духовных. Кроме того, это название исполнено глубокого смысла, так как в народе нашем живёт поверье, что найти подкову означает к счастью. Как писал А.Афанасьев, «известен обычай прибивать на пороге подкову, как средство, предохраняющее границы дома от вторжения нечистой силы…» Это новый тип литературного издания в условиях, когда литература, по сути, изымается из общественного сознания, призванный возвращению сокровенного смысла слова, восстановлению правосознания, возвращению в нашу жизнь духовных, литературных, человеческих понятий и представлений. Альманах может стать необходим тем, кто изучает русскую литературу и народное творчество – школьникам, студентам, учителям-словесникам – всем неравнодушным к духовной истории страны и народа, в ком наш расчётливый и лукавый век не убил пытливости ума и не погасил жара души.

В первом выпуске альманаха «Солёная Подкова» автор представляет несколько иное прочтение романа М.Шолохова «Тихий Дон» в статье «Вещий сон генерала Корнилова» - о сне Л.Г. Корнилова в романе, оставшемся литературоведами просмотренном. А также статью «Я зову в собеседники время…» (Юрий Кузнецов в русском самосознании). Представляет талантливого поэта из г. Кореновска Краснодарского края Николая Зиновьева. Из прозаических произведений примечателен кавказский рассказ «Не для меня придёт весна…», а также документальный рассказ «Неопалимая Таисия» о кубанской Зое Космодемьянской Тае Троян, замученной и сожжённой немцами в феврале 1943 года, до сиз пор остающейся похороненной на частном огороде, а не станичном кладбище. Автор ставит вопрос о перезахоронении Таи Троян. Автор так же рассказывает об удивительном человеке – Сергее Даниловиче Мастепанове (1913 – 2002) паремиологе – специалисте по пословицам и поговоркам, учёном-самоучке с мировым именем, полиглоте, историке, археологе, составившем крупнейшее в мире собрание пословиц и поговорок народов мира. Ставит вопрос о спасении наследия учёного, имя которого без сомнения стоит в одном ряду с В.Далем, С.Ожеговым, О.Трубачёвым, но остающееся пока неведомым учёному миру… В статье «Краснодар или Екатеринодар?» касается важного и не такого простого аспекта для Кубани, как переименование краевого центра, аргументировано доказывая, что возвращение памятника Екатерине Великой вовсе не влечёт за собой, так сказать автоматически и переименование Краснодара, тем более, что есть пятнадцатилетний неудавшийся опыт переименований городов всей России…

 

Семь выпусков альманаха «Солёная Подкова» составляют по цвету обложек комплект книг «Радуга».

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск первый. М., «Эслан», 2006 г.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск второй. М., «Эслан», 2007 г.

В этом выпуске впервые опубликована ненаписанная повесть «Встретимся на том свете или Возвращение Рябоконя» о поистине легендарном человеке, являвшемся символом повстанческого движения, непокорности и человеческого стоицизма в приазовских плавнях вплоть до глубокой осени 1924 года, кубанском Робин Гуде, до сих пор не реабилитированном. Своего героя для старых и новых идеологов остающегося бандитом, оправдал сам народ, передающий в поколениях легенды о нём, как и о всяком народном герое неуловимом и бессмертном. В этот выпуск вошла так же литературно-критическая повесть «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, как памятник русского самосознания). В ней автор касается природы предсказаний.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск третий. М., издательство «ООСТ», 2007 г.

В этот выпуск вошли литературно-критические повести о «Слове о полку Игореве», исследование «Откуда он, Казак-Мамай?», рассказы, представлена талантливая поэтесса из Минеральных Вод Раиса Котовская (1951-2007), а также статья «Сей образ прекрасного мира…». («Звезда полей» Николая Рубцова»). Примечательно, что поводом для написания этой статьи стала находка, автором в Москве в частных собраниях двух первоначальных рукописей «Звезды полей» до их сдачи в издательство. Автор делает значительные текстологические уточнения стихотворений поэта давно ставших шедеврами русской лирики. «Читаем с интересом, хотя и не со всем соглашаемся. У подчас противоречивого Петра Ивановича нередко суждения идут вразрез с общепринятыми. Своеобычный Ткаченко побуждает к горячей полемике. Но в спорах рождается истина. Вот и будем её искать, взяв вместо компаса «Солёную Подкову». «Кубанские новости», № 189, 12 декабря 2006 г. «Солёная Подкова» очень удачна и поэтично звучит». Василий БЕЛОВ, г. Вологда. «Пётр Ткаченко – один из подвижников-воителей за литературное дело. В годы смутного безвременья девяностых и массированного наступления эрзац-культуры, он занял позицию дозорного и хранителя, обратив свой взор в сокровенные глубины народного духа и истории. Он - составитель первого словаря кубанского диалекта за всю его историю «Кубанский говор», а также книг «Кубанские пословицы» и «Кубанские песни. С точки зрения поэтической». Его перу принадлежат исследовательские, а вместе с тем пронзительные в своей художественной публицистичности книги «Где спит казацкая слава», «В поисках града Тмутаракани. Невостребованные размышления о русской литературе и жизни», «Возвращение Екатерины», «Не для меня придёт весна…» и другие. Каждая из них – подобна отважному рейду по малоизученным, труднодоступным и опасным стремнинам и безднам отечественной истории. Писатель делает минувшее понятным и близким современнику, а свою малую родину Кубань – родной и близкой читателю.» Виталий КРИКУНЕНКО, писатель, заместитель директора Государственного учреждения культуры «Библиотека украинской литературы». г. Москва «Иначе как подвигом нельзя назвать издание авторского альманаха «Солёная Подкова». В альманахе много неизвестных фактов, много того, о чём и слыхом не слыхивали наши люди, даже проживающие на Кубани…» Виталий СЕРКОВ, поэт, г. Сочи. «Ваше исследование, посвящённое «Слову о полку Игореве», мне представляется интересным и заслуживающим пристального внимания со стороны научной общественности». Игорь Яковлевич ФРОЯНОВ, доктор исторических наук, Санкт-Петербург.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск четвёртый. М., издательство «ООСТ», 2007 г.

Это воинский выпуск альманаха. Кроме повести об афганской войне, размышлений о воинских песнях в него вошла статья «Тайна гибели Котовского», а также статья «Оружие Победы конструктора Грабина» - о выдающемся создателе лучших противотанковых пушек периода Великой Отечественной войны Василии Гавриловиче Грабине (1900 – 1980), о переписке и встрече с ним. В честь выдающегося земляка хлопотами писателя в станичном парке установлена знаменитая пушка ЗИС-3, которая красуется вот уже двадцать семь лет. «Дважды прочёл три выпуска альманаха «Солёная Подкова». Почему дважды? Во-первых, потому что издание оснащено удобочитаемым шрифтом. Во-вторых, в нём нет проходных и тем более развлекательных материалов, от которых за версту разит окололитературной тухлятиной. Фактически все произведения и темы, Вами опубликованные, достаточно глубоки и жизненно обоснованы. И главное – они освящены духом подлинной народности. Первым, но не последним свидетельством этому, является Ваше блистательное историческое исследование о великом народном защитнике В.Ф.Рябоконе, который с группой всего в полтора десятка человек (!) на протяжении нескольких лет не только противостоял террористической власти большевиков, но и одержал над ней абсолютную моральную победу, выразившуюся в том, что его реально поддерживало население огромного казачьего региона… Несмотря на Ваши сетования по поводу несправедливого отношения к нему нынешней Фемиды, именно Вы в своём исследовании убедительно доказали, что хорунжий Рябоконь ни в какой реабилитации не нуждается, ибо он вполне сознательно боролся против палаческой линии И.П.Малкина и др. В этом смысле оправдание своих действий Рябоконем в споре с В.К.Погореловым настолько безупречно и поучительно, что невольно напрашивается сравнение этого оправдания со знаменитой «Апологией Сократа», вслед за которым Василий Фёдорович мог бы сказать своим соотечественникам: «Если чтут убитого, часто помнят и убийцу… Покуда буду бессмертен я… будете бессмертны и вы». В отличие от своего друга детства В.К.Погорелова, ставшего супротивником, он прекрасно осознавал, что антагонизм классов (сословий) используется врагами России с целью её репрессивного истребления, в том числе и путём братоубийственных распрей, поэтому и пошёл добровольно на заклание, на самопожертвование. Его поступок можно выразить словами величайшего мыслителя ХХ-го века, по рождению донского казака, окончившего Новочеркасскую Платовскую гимназию, А.Ф. Лосева (1893 – 1988), который, пройдя через гонения и репрессии, осенью 1941 года в своей философской повести «Жизнь», опубликованной только в наше время, писал: «Жертва же в честь и во славу Матери-Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственно только и осмысливает жизнь. Преступление, жестокость, насилие, человеконенавистничество, всё это ополчается на нас и нашу Родину. Но всё это только и можно, только и нужно одолеть ради благоденствия Родины… Побороть противника не ради себя и не ради своей идеи, и даже не ради только ближнего, а ради самой Родины, - вот где подлинное осмысление всякой человеческой борьбы против зла». В издании достойно, на художественном уровне, представлены и проза, и поэзия, и даже ведётся летопись Культурно-просветительской Инициативы «Походъ», которую, можно рассматривать и приветствовать, как действительно большое реальное дело! Замечательно и то, что Ваш альманах возрождает, а может быть и создаёт, на новом качественном уровне, традицию, хотя и жёсткой, но вместе с тем, доброжелательной взаимной критической требовательности. В этом плане примечательны статьи: «Песнью всё пребудет…», «Так мне пророчествует лира…», «Вещий сон генерала Корнилова», «В поисках града Тмутаракани…», «Уже приспели гибельные дни», «Сей образ прекрасного мира» и др. В этих статьях сопряжены явления текущего времени с былым, что совершенно обосновано, ибо былое естественным образом всегда и всюду входит в состав настоящего. Однако в этих статьях, наряду с глубокими наблюдениями и выводами, проскакивают досадные неточности и крайности, с которыми нельзя согласиться. Например, Вы пишете: «Рубцовская захлёстывающая эмоциональность была возможна только в его время». Но огромное количество публикаций о судьбе и творчестве Н.Рубцова в наши дни, среди которых есть и Ваши статьи, говорит, как раз, об обратном. Кроме того, поэзии на уровне эмоций вообще не существует. Она является исключительной и чистой областью глубоко выношенных переживаний, мыслей и чувств. Такого мнения придерживались ещё древние и в их числе автор «Поэтики» Аристотель. Рассуждая о трагедии, он говорил, что зрелище, как средство возбуждения и нагнетания эмоций, чуждо поэзии. И русские поэты, линию которых развивал Н.Рубцов, особенно Ф.П.Тютчев, достаточно красноречиво настаивали на судьбоносной, чувственной природе поэтического творчества. Григорий Петрович КАЛЮЖНЫЙ, член СП России, г. Москва Авторский литературно-публицистический альманах писателя Петра Ткаченко «Солёная Подкова» - явление в отечественной литературе не только оригинальное, но и самобытное. В России альманахи выходят со времён М.М.Хераскова и Н.М.Карамзина. А во времена более ранние выходили сходные по жанру «Изборники», присущие древнерусской литературе. Так что традиции здесь глубоки, если не сказать беспредельны. Поэтому выход авторского альманаха вызывал некоторое сомнение: не будет ли он однообразным, ведь это альманах одного автора. «Солёная Подкова» счастливо избежала этой опасности. Уже в первый выпуск вошли произведения разных жанров и тематики – очерки и рассказы, блестящие эссе на исторические темы, глубокие разборы творчества классиков. Автор бесстрашно выступает против сложившихся мнений, как бы «авторитетны» они ни были, открывает новые имена в литературе, решительно выступает в защиту духовных ценностей, лучших традиций русской литературы, общественной мысли. И всё это в прекрасной языковой форме, с завидной глубиной мысли. После выхода третьего выпуска авторского альманаха Петра Ткаченко стало ясно, что он, как явление русской литературы, состоялся. Виталий Григорьевич РАДЧЕНКО, историк, публицист, военный журналист, полковник в отставке.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск пятый. М., издательство ООСТ, 2008 г.

Пятый выпуск альманаха открывает статья о русской философии «Мысли ясной благодать…» (трагедия и грех русской философии). В статье убедительно показано, как русская философия на рубеже Х1Х – ХХ веков была подменена русской религиозной философией, далёкой от народного самосознания, а порой и откровенно догматической, как в случае с Вл. Соловьёвым и как эта подмена совершается и до сих пор. Под рубрикой «Русско-кавказская цивилизация» опубликована статья «Вас, братья далёкие, ищет мой взор…», посвящённая уровню осмысления, как Кавказской войны, так и нынешних событий на Северном Кавказе. Поводом же для этой остропублицистической статьи стал выход довольно странной книги «Война длиною в жизнь» рассказов северо-кавказских писателей, составленной писателем Г. Немченко и изданной Фондом социально-экономических интеллектуальных программ (Фонд С.А. Филатова). Такие издания, к сожалению, вольно или невольно осложняют ситуацию на Северном Кавказе и даже провоцируют конфликты… Статья написана и опубликована до грузинской агрессии против Южной Осетии… В альманахе представлены так же рассказы автора, среди которых наиболее любопытен рассказ «Мамонт», так как автор касается «загадочной» архитектуры храма Живоначальной Троицы, возведённого в Москве в честь тысячелетия Крещения Руси, что у Борисовских прудов на Каширском шоссе. Автор представляет талантливого поэта из Белгорода Геннадия Островского (1950 – 2002 г.г.) Как и в предшествующих выпусках своего авторского альманаха Пётр Ткаченко продолжает перечитывание русской литературы, не отягчённое идеологическими догмами. Об этом свидетельствует литературно-критическая повесть, в которой он предпринял перечитывание романа А. Фадеева «Разгром» через библейские образы – «До разгрома и после него». (Кто и как убил Александра Фадеева. Куда и зачем вёл людей Левинсон. Кто и кого разгромил в «Разгроме»). А также статья – «Песни жизнь обрезала…». (Народная песня в «Тихом Доне» М. Шолохова. В статье «А он, как и был, остаётся поэтом…» автор рассказывает о своей дружбе со старейшим поэтом советской поры Павлом Григорьевичем Антокольским. В литературно-критической статье «Поиски подковы» рассматривается один примечательный образ в творчестве Осипа Мандельштама, до сих пор, кажется, не находивший объективной оценки. «Искренне благодарна за ваш труд, за веру, за смелость, за подвижничество, за бережное отношение к культуре, за правдивое собирательство судеб людских, за любовь к родной станице, краю, Родине, к людям. Это не просто слова, это чувствуется в каждом рассказе, повести, очерке. Мне интересно читать буквально всё. Замечательно, что много поэтических строк в альманахе. Стихотворения Юрия Кузнецова и Юрия Беличенко читала впервые – трогают душу. Что касается статьи о Кубанском казачьем хоре в первом выпуске «Солёной Подковы», о его новом песенном репертуаре – полностью вас поддерживаю. Эти новые примитивные ложно-патриотические тексты и невнятные мелодии так испортили, изменили отношение к хору. У меня была гордость, что хор – это основное культурное богатство края и его людей, несмотря ни на что, сохранённое. Остаётся надеяться, что В.Захарченко прислушается к вашим словам и, вернувшись к истокам, будет их беречь. Елена Ивановна СТЕПАНОВА, г. Краснодар.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск шестой. М., издательство ООСТ, 2009 г.

Этот выпуск открывается по традиции мировоззренческим материалом под рубрикой «Самосознание» - «В европейском ласковом плену…». На обширном материале автор задаётся вопросом о природе революций в России, касается роли первой волны русской эмиграции, а также – того странного патриотизма, по природе своей коллаборационистского, который всё ещё выдвигается известными писателями в качестве единственного образца патриотизма в России. Под рубрикой «Имя» представляет тонкого лирика Виктора Гаврилина из Солнечногорска Московской области, человека трудной судьбы, а также прозаика Александра Звягинцева, автора увлекательных романов о Сармате, послуживших сценарием популярного двенадцатисерийного кинофильма. Большое место в этом выпуске занимают статьи и краеведческие исследования об Александре Блоке. В статьях даются некоторые существенные уточнения расхожих представлений о наследии А.Блока. Публикуется также статья «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» ( о тайне смерти Александра Блока). В этом выпуске автор остаётся верен своей основной задаче – перечитывания русской литературы. Пишет о выдающемся критике и поэте Аполлоне Григорьеве, представлявшем собой реальную альтернативу социальной критике В.Г.Белинского, а также публикует обширную статью о талантливом, полузабытом критике Валерьяне Майкове (1823 – 1847). В статье «Что видится с Пикет-Горы?» автор размышляет о памятнике Василию Шукшину на его родине, а также касается некоторых аспектов современного монументального искусства. Как в этой, так и в других статьях выпуска Пётр Ткаченко выражает мнения, далеко не совпадающие с расхожими и преобладающими пока в общественном сознании. «Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко «Солёная Подкова» в литературном мире явление совершенно уникальное. Богатейший материал излагается хорошим литературным языком. В каждой публикации сквозит глубина мысли, любовь к своему народу, к его судьбе, культуре и языку. Он душой болеет за свой отчий край, за свою землю. Автор без остатка поглощён стремлением сохранить культуру и традиции своих предков. Задачей писателя является непривычное прочтение произведений русской литературы и необычное толкование ключевых страниц русской истории. («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Откуда взялся Ленин?», «До разгрома и после него» А. Фадеева, «Тайна гибели Котовского» и т.д.), не подверженное влиянию идеологическому, а заложенное первоначально автором. Для автора характерно знание Священного Писания, творений св.отцов, которыми он пользуется. Его литературно-критические повести о «Слове о полку Игореве» «В поисках града Тмутаракани», его непривычное прочтение через христианское миропонимание, древнерусской поэмы является свидетельством тому. Ткаченко Пётр Иванович – патриот, человек горячо любящий свой народ и его культуру, глубоко верующий и стоящий на страже церковных канонов и установлений. Автор альманаха страж, солдат, зорко охраняющий не только культуру народа, его традиции, но и веру христианскую, веру отцов и её понимание в свете учения св. отцов. Автор является подвижником на литературном поприще. Он собиратель духовных ценностей народа. В рубрике «Самосознание», в пятом выпуске альманаха публикация «Мысли ясной благодать…» (Трагедия и грех русской философии…) я обнаружил для себя, благодаря Петру Ивановичу, многое для размышления о философии. Я думаю, что эта публикация будет иметь продолжение, то есть последует реакция на мнение и взгляд автора по вопросу подмены национальной философии религиозной. Уверен, что не ошибусь, если скажу, что Пётр Ткаченко является ориентиром для ищущих истину, любящих свою страну, язык, культуру и готовых положить душу, силы, способности свои за чистоту и неповреждённость нравов и за всё исконно русское». Член редакционной коллегии журнала «Восток Свыше» Ташкентской епархии Московского Патриархата, преподаватель Ташкентской Духовной семинарии протоиерей Пахомий (ЛАЙ). «Авторский литературно-публицистический альманах, именно авторский – явление, безусловно, оригинальное и, видимо, вынужденное в той литературной ситуации, которая теперь сложилась. Таким мне и представляется авторский альманах Петра Ткаченко «Солёная Подкова». Альманах взбудоражил меня до предела. Читаю его с интересом, а порой и с восторгом. Автор задался задачей огромной важности – возвращения к народному самосознанию именно через русскую литературу. И тут для меня особенно интересным стало то, что он предпринимает необычное, оригинальное перечитывание русской литературы. Трогательным было прочитать его статью о «Тихом Доне», в которой он касается православной основы романа. А трогательным было потому, что я несколько лет назад тоже касался этой темы. Ну а коль авторы независимо друг от друга выходят на одну и ту же тему, это является верным свидетельством её объективности и необходимости. Не говорю уж о перечитывании им через христианские образы «Слова о полку Игореве», или – через библейские образы романа А. Фадеева «Разгром»… Ведь сегодня перед критикой и литературоведением стоит задача выработки правильной, грамотной методологии осмысления литературы, незамутнённой никакой идеологией, дабы свести к минимуму губительный позитивизм, к творениям духа вообще неприложимый… В этом смысле «Солёная Подкова» мне и видится изданием необходимым и даже злободневным». Владимир ЮДИН, доктор филологических наук, профессор ТвГУ, г.Тверь. «Читая урывками из-за хронической нехватки времени Ваши альманахи, ловлю себя на мысли, что всё написанное Вами: размышления, рассказы, воспоминания, - близки и понятны мне как по духу, так и по содержанию. И слог у Вас хороший, язык образный, русский, такую литературу не хочется читать всуе, смакую каждую фразу, и по-доброму завидую, что такое мне не дано. Жаль, молодёжь не читает такую литературу, понимание написанных Вами трудов приходит с годами и жизненным опытом. Не думаю, что Вам интересно мнение человека Вам незнакомого, но не мог отказать себе в удовольствии, чтобы не высказать свое уважение за Ваш творческий труд. Никогда не делал это ранее письменно, но очевидно задело за душу, тема близка и понятна мне. А когда представляю, сколько сил отнимает выпуск самого альманаха, то вполне могу представить труд раба прикованного к галере: не бросить, не устраниться, не отдохнуть, не забыться, и так далее. Волею случая, моя судьба столь похожа на Вашу, мы земляки и сопричастные к журналистике люди. У обоих за плечами трудное, бедное детство и юность на Кубани, военные институты и погоны до выслуги лет, Москва, как постоянное место жительства, и ностальгия по всё той же бедной Кубани. Только вы не изменили литературе, а я усомнился в своей необходимости служить ей. Может поэтому я так рад человеку, который ворошит сознание людей, напоминает им о суетности жизни, заставляет их задумываться: кто мы и откуда? Поэтому и находят Вас фотографии Ваших предков через сто лет, о чем Вы пишете в рассказах, Вы думаете о них, ищете следы своих предков. Это не Вы их находите, а они находят Вас… Перемешало лихолетье людей на Кубани. Как-то, во время очередных проводов (родительской) на хуторском погосте, расположенном на высоком берегу лимана, искал глазами осокорь, что рос в нашем дворе, и не нашёл дерева, хаты давно уже нет. И деревья умирают. Оглянулся: вокруг кресты и памятники людям, которых знал с детства, и не могу объяснить детям, кто они, кем были в моей жизни, кто мои предки и почему они лежат здесь. Собрал оставшихся родственников, начали составлять генеалогическое древо нашего рода, и дальше деда уже никто ничего подсказать не может. И точно так же с пожелтевших фотографий смотрят на нас с укором глаза наших предков…» Валерий Борисович СТОЯНОВ, г. Москва Есть «Солёная Подкова», Значит жизнь не бестолкова. С чувством поэтического братства Сергей ШМИТЬКО. 3 августа 2008 года. Шахматово. На Блоковском празднике поэзии.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск седьмой. М., издательство ООСТ, 2009 г.

Седьмой выпуск «Солёной Подковы» открывается довольно обширной статьёй «Когда же произойдёт смена вех?», посвященной столетию знаменитого сборника о русской интеллигенции «Вехи». Автор рассматривает традицию нашей общественной мысли постигать революционные события через философско-мировоззренческие сборники от «Вех» в 1909 году, вплоть до нашего времени. «Русская звезда» - так называется исследование о преподобном Иосифе Волоцком. Автор публикует так же перевод службы преподобному Иосифу Волоцкому. В статье «Стихийных сил не превозмочь…» автор перечитывает одно из загадочных произведений русской литературы «петербургскую повесть» «Медный всадник» А.С. Пушкина. Под рубрикой «имя» представляется поэт Юрий Беличенко – «Мне этот век не был ни раем, ни тюрьмой…», а также малоизвестный пушкинист, проживающий ныне в Израиле Константин Яковлев. Публикуется его исследование «Сквозь мглу и облак» (А.С. Пушкин и Крым). В статье «Лик Спаса над бездной» рассказывается о том, что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии близ древнего поселения Нижний Архыз несколько лет назад явлен наскальный образ Спаса Нерукотворного.