В июле 2009 года произошло поистине уникальное событие – почти единовременное открытие трёх памятников православным покровителям семьи, брака, чадородия, супружеской любви и верности Святым благоверным князю Петру и княгини Февронии Муромским в Архангельске, Сочи и Ярославле. Уникальным не только потому, что у них один автор – известный московский скульптор, член Культурно-просветительской Инициативы «ПоходЪ» Костантин Чернявский, не только потому, что все три памятника совершенно разные, но ещё и тщательным замалчиванием этого события.

Но сначала предыстория. В 2006 году Константин Чернявский создал приз для кинофестиваля детских и юношеских фильмов «Верное сердце»(«В кругу семьи») в образе Святых Петра и Февронии Муромских. Этот приз и идею создания памятников, посвящённых этим Святым благословил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Этот приз представляет Святых благоверных супругов (которых не смогла разлучить и сама смерть), устремлённых друг к другу. На втором плане расположены два деревца слившиеся кронами. Среди листьев и плодов находится гнездо с голубем, голубкой и тремя птенцами. Деревца напоминают зрителю об эпизоде из Жития, когда Феврония исцелила погубленные деревья, а также о том, что Адам и Ева согрешили под древом и были изгнаны из Рая, а Пётр и Феврония, являясь новым Адамом и новой Евой, обретают Царство Божие. Крона деревьев была сделана сквозной и горящая внутри лампадка символизировала Духовный Свет, исходящий от Святых супругов. А под деревьями расположился зайчик, который присутствовал при их первом знакомстве. Такую композицию планировалось установить во всех федеральных округах, причём их размещение было бы с севера на юг и с востока на запад и создало бы на карте России некий Крест, осеняющий собой Россию. Но когда дело дошло до конкретных городов, власти воспротивились тому, чтобы у них были одинаковые памятники. Тогда скульптор создал несколько вариантов, представляющих из себя разные эпизоды из жития Святых. В Архангельске захотели установить композицию, изображающую Святых, выходящих из Храма после венчания, в Сочи – композицию с деревьями, в Ярославле – с голубями. Сроки создания памятников были не просто сжатые – они были запредельно короткие. Автору удалось сделать просто невозможное – вылепить три сложнейших композиции и перевести в бронзу. Поистине, такое можно было сделать только с Божьей помощью.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были установлены и открыты все три памятника. Открытия прошли очень торжественно. На открытии было прочитано приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Совершён крестный ход с иконой Святых, хранящей частицы их мощей. Чин освящения памятников совершали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, протоиерей о. Иоанн, настоятель храма Михаила Архангела г.Сочи. Присутствовали и выступали президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, губернатор Архангельской области Илья Михальчук, мэр Архангельска Виктор Павленко, мэр Сочи Анатолий Пахомов и вице-губернатор Краснодарского края Галина Золина, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, помощник председателя счётной палаты Сергей Рябухин, народные артисты Ирина Алферова и Валерий Золотухин, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, актёр Анатолий Журавлёв. Каждый из них произнёс тёплые слова.
«Для русских людей на протяжении столетий святые Петр и Феврония служили символом чистой супружеской любви и непоколебимой верности друг другу, - сказал владыка Тихон. – Взирая на их жизненный путь, мы учимся, какой должна быть жизнь православного человека, какой должна быть подлинная христианская семья. Именно любви, согласия, верности порой не хватает нашим семьям. Нужно исполнять главную заповедь данную Господом людям при сотворении мира: плодитесь, множьтесь и наполняете землю. А крепкая семья это основа для могущества нашей обширной страны».

«Это не просто памятник – это памятник тысячелетия. Он — дань уважения к святым, которые беспрестанно молятся о нашем будущем. Мы стали обладателями еще одного замечательного памятника. Семья всегда была оплотом государственности, государственного развития и самосознания. Но за 80 лет нас отучили, что много детей – это хорошо, отторгли нас от проблем своих близких, друзей и коллег, но у нас хватило мудрости вернуться к главной ценности – к семье, потому что семья выполняет главный заказ общества – появления новой жизни и ее воспитание », — сказала во время церемонии открытия скульптуры вице-губернатор Галина Золина.

"Сегодня в России празднуется православный праздник, это не легенда, это правда, святые Петр и Феврония доказали всему миру, что такое любовь и что такое верность. Уверен, что вчера, сегодня и завтра эти чувства должны быть главными чувствами каждого человека. Установка этого памятника является началом возрождения важной православной традиции, которая не только оздоровит общество, но его и укрепит", — сказал А. Пахомов.

Сергей Вахруков, губернатор Ярославской области: «Очень здорово, что сегодня на Российской земле возрождаются традиции и становятся официальными праздниками те дни, которые всегда почитались нашими предками. Этот замечательный памятник станет украшением нашего города. Мы уверены, что после установки памятника, среди молодежи возникнет новая традиция - в день бракосочетания приезжать сюда и обращаться к Святым с просьбой о благополучии брака и семейной жизни».

И действительно сразу после открытия памятников к ним пошли с цветами молодожёны, влюблённые, семейные пары с детьми и внуками.

Вот что пишет М.В. Вяжевич, кандидат искусствоведения: «Необычайной просветленностью наполнены образы Святых Петра и Февронии. Работая над созданием этих образов, мастер воплотил прекрасную историю любви в трепетном движении устремленных навстречу друг другу фигур, излучающих серебряное сияние. Этот праздничная, динамичная композиция отличается от другой скульптуры Святых, более спокойной и сдержанной по своему решению. В ней фигуры Петра и Февронии связаны в единую пластичную форму, напоминающую по форме сердце. Создавая круглую скульптуру, мастер очень тонко решает формообразующие задачи, обращаясь к стилистике православной иконописи с её характерной одухотворенной пластикой, существующей на грани выразительного силуэта.

Эти выполненные в бронзе произведения отличает виртуозная легкость графики. Работая над деталями, художник находит необходимую меру обобщения, при которой проработка мельчайших подробностей не нарушает целостности образа. Обращение мастера к образам Святых далеко не случайно, а является закономерным продолжением всего его творчества, основным лейтмотивом которого является изображение православного воинства и воинов Христовых, среди которых преподобный Сергий Радонежский, Святой Александр Пересвет, преподобный Илья Муромец, Святой Серафим Саровский и др."
Почитание Святых благоверных Петра и Февронии несомненно станет в России действительным Днём семьи.