Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и поэтому в последнее время человечество всё сильнее и сильнее тянется к своему прошлому.
Декоративно-прикладное искусство, пронизывающее весь народный быт и органически присущее всем традиционным культурам мира, возникает из врожденной потребности человека в творчестве и красоте.
Одним из основных направлений деятельности Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ" является возрождение традиционных ремёсел.


С этой целью к сотрудничеству привлекаются мастера и производственные артели, сохранившие секреты владения своей профессией. Дирекция КПИ "ПоходЪ" организует участие таких производителей в специализированых ярмарках.
Все, кто заинтересован в распространении продукции, производимой предприятиями художественных промыслов и самобытными мастерами, могут принять участие в данной инициативе..

Подробнее: Возрождение традиционных промыслов и ремёсел

На очередном заседании участников Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ" был утверждён состав правления, задачей которого станет разработка плана работы по всем направлениям деятельности. В его состав вошли видные представители науки, литературы, искусства.

Председатель правления - Ткаченко Пётр Иванович

Писатель Ткаченко Пётр Иванович родился 15 июня 1950 года на Кубани, в станице Старонижестеблиевской. Окончил Владикавказское высшее общевойсковое командное училище и Литературный институт по семинару критики. Служил в войсках, работал в журнале «Пограничник», газете «Красная звезда», в Военно-художественной студии писателей, главным редактором редакции художественной литературы книжно-журнального издательства «Граница». Полковник, член Союза писателей, публицист, автор множества книг, сборников, статей. Человек, чей вклад в сохранение воинской, и, в том числе, "афганской" песенной культуры поистине неоценим. Всегда находился вне политизированных литературных направлений, пытаясь заниматься именно литературой. Его книги не попадали в поле шумной популярности, но всегда касались важных духовных и мировоззренческих основ бытия и социальных аспектов нашей жизни, а потому всегда находили своего внимательного читателя.

Подробнее: Утверждён состав правления КПИ "ПоходЪ"

Третий традиционный фестиваль казачьей культуры в ПитереТретий традиционный фестиваль казачьей культуры «Слава казачья», прошедший с 22 по 25 ноября 2007 г. в Санкт-Петербурге, наглядно продемонстрировал нестареющую верность толстовских слов о том, что «народ в России казаками желает быть». На «Славу казачью» кроме «ветеранов» фестиваля собрались новые интересные коллективы, в том числе молодежные, из Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Астрахани, станиц и хуторов Кубани, Волгоградской области и Ставрополья.

К великой жалости кто-то из приглашенных не смог приехать в Питер. Что поделаешь, похоже, для того, чтобы подвижники казачьей культуры смогли, как передвижники, перемещаться из города в город, по-прежнему не хватает новых Рябушинских и Морозовых.

Концертные залы Российской Национальной библиотеки и Государственной Капеллы им.Глинки, в которых проходили фестивальные концерты, были заполнены до отказа питерскими казаками и теми, кто просто любит казачью песню, кто желает ее слышать и петь. Именно петь самим. Не случайно сразу после концертов на ступеньках Национальной библиотеки и во дворике Капеллы собирались импровизированные хоры, распевавшие всем уже знакомые казачьи «хиты». Как же редко мы теперь слышим песню на улице! И как здорово слышать голоса, эхом играющие в морозном питерском воздухе, и долго еще провожающие расходящихся по своим домам слушателей!

Подробнее: Третий традиционный фестиваль казачьей культуры в Питере

Очередной, четвёртый выпуск авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова» Петра Ткаченко является воинским. В него вошла документальная повесть об афганской войне «Слово о Мараварской роте» (о гибели роты спецназа в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года). Под рубрикой «Послесловие к истории о «цинковых мальчиках» автор рассказывает о трагической борьбе матерей Белоруссии за память о своих погибших сыновьях, которую у них пыталась отобрать «прогрессивная» общественность, во имя, разумеется, соображений «высших» – развенчания этой войны как якобы неправедной.

Автор уверен, что долгая афганская война нашим общественным сознанием, во многой мере, так и осталась неосмысленной. Между тем, её социальные и геополитические последствия весьма и весьма значительны в нашей российской истории и судьбе. После русско-японской войны начала минувшего века в России вспыхнула революция, после Первой мировой войны в стране произошёл революционный переворот. После афганской войны последовала гибель Советского Союза – новая, на этот раз «демократическая», революция.

В этом выпуске в статьях «Пленники чести, хранители веры» и «Ещё погоны наши не истлели…» автор размышляет о русских воинских песнях. А также представляет песни наиболее одарённых поэтов и авторов-исполнителей – Виктора Верстакова, Игоря Морозова, Марианну Захарову.

Подробнее: Подготовлен четвёртый выпуск «Солёной Подковы»

Солёная Подкова. Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск третий. – М.: Издательство «ООСТ», 2007. – 340 с.
О названии: Солёная Подкова – имя уникального лечебного грязевого озера близ станицы Старонижестеблиевской на Кубани. Писатель Пётр Иванович Ткаченко увидел в красивом топониме символ места, «где исцеляются не только от недугов телесных, но и духовных». А издание альманаха, по его признанию, – «всё же моя слабая и наивная попытка преодолеть литературное безвременье, точнее – разрушенность литературно-художественного процесса и по сути изъятие литературы из общественного сознания».

В издание вошли литературно-критическая повесть «В поисках града Тмутаракани» (Невостребованные размышления о русской литературе и жизни. Читая «Слово о полку Игореве»); развёрнутое эссе «Уже приспели гибельные дни» («Слово о полку Игореве» в русской литературе советского периода); рассказы; историческое разыскание «Откуда он, Казак-Мамай?»; литературные штудии «Сей образ прекрасного мира...» («Звезда полей» Николая Рубцова) и многое другое. Критикой деятельность Петра Ткаченко по изданию альманаха воспринимается как подвижническая. Вполне справедливо отмечает Виталий Крикуненко, что издатель «Солёной Подковы» «занял позицию дозорного и хранителя, обратив свой взор в сокровенные глубины народного духа и истории... Писатель делает минувшее понятным и близким современнику, а свою малую родину Кубань – родной и близкой читателю». Пожелаем неординарному изданию дальнейших интересных публикаций, а Петру Ткаченко – крепости духа в нелёгком деле.

50-лет творч. деятельности и 70-летие со дня рождения старейшины анс. Казачий Кругъ Н.Н.ШантаренковаУчастники и друзья «Похода» отпраздновали 50-летие творческой деятельности и 70-летие со дня рождения старейшины ансамбля «Казачий Кругъ» Н.Н.Шантаренкова.
10 августа 2007 г. в помещении Международного фонда славянских культур состоялось очередное плановое походное мероприятие. Здесь в этот вечер собрались русские фольклористы, поэты, писатели, музыканты, художники, искусствоведы, служители Русской Православной Церкви, представители казачьего движения. Все они пришли сюда в это жаркое отпускное время, чтобы поздравить со знаменательной датой в жизни одного из старейших участников ансамбля «Казачий Кругъ», товарища атамана Культурно-просветительской Инициативы «Походъ», основателя альманаха «Русская традиционная культура», впервые поставившего задачу обеспечения российских творческих коллективов учебно-методическими и практическими пособиями по данной тематике, – Николая Никифоровича Шантаренкова.

В фойе зрительного зала была развёрнута фотовыставка, освещающая малоизвестные факты не простого жизненного пути Шантаренкова – его пути к казачьему песенному фольклору и жизни в нём.
Искусствовед, издатель, знаток казачьей песни, Николай Никифорович родился в Монастырщинском районе Смоленской области. Первое образование – горный техник. Осваивал месторождения Урала и Кольского полуострова, с творческими группами участвовал в лыжных походах в Заполярье и Хибинах, ходил на теплоходах по Каме, на открытых грузовиках мчался по гористым дорогам Карелии. И всё для того, чтобы в каком-то всеми забытом уголке зажечь огонёк творчества, подарить людям радость. В таком режиме прошли и его «походы» по просторам Монголии (1979-1981).

Подробнее: 50-лет творч. деятельности и 70-летие со дня рождения старейшины анс. Казачий Кругъ Н.Н.Шантаренкова

Н.Н.Гилярова - творческий юбилей в Рахманиновском зале25 сентября 2007 года в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского прошел торжественный вечер, посвященный сразу двум замечательным датам. Первая из них – сорокалетие творческой деятельности профессора, проректора консерватории, председателя правления Российского Фольклорного Союза Натальи Николаевны Гиляровой. Вторая – тридцатилетие созданного и руководимого ей Фольклорного ансамбля Московской консерватории. Зал был полон.

Поздравить Наталью Николаевну пришли друзья, коллеги, ученики и просто любители фольклора. Безусловно, полный зал – это выражение любви и уважения к замечательному педагогу, неутомимому собирателю и блестящему исполнителю старинных русских песен. Многие выпускники главного музыкального вуза страны с благодарностью признают, что волшебный мир русского фольклора открыла им именно Наталья Гилярова. Благодаря ее таланту исследователя собран и сохранен огромный пласт традиционного фольклора Рязанской, Калужской, Липецкой, Пензенской областей. Записывала Наталья Николаевна и казаков – на Верхнем Дону и на Кубани. Эти записи и составляют сегодня основу репертуара ансамбля консерватории.

Главным «угощением» вечера стало выступление пяти фольклорных коллективов из Москвы, Твери и Воронежа. На правах хозяев и виновников торжества концерт открыл Фольклорный ансамбль Московской консерватории им. П.И.Чайковского, в жанре капустника осветивший и воспевший нелегкий труд участника фольклорной экспедиции. Затем на сцену вышла тверская «Межа», приехавшая на праздник со своим (очень вкусным, кстати) караваем. Приятно, что кроме уже надежно зарекомендовавшей себя женской группы в «Меже» зреет и мужская команда, порадовавшая зрителей удалой пляской. Выступавшие следом «Народный Праздник» (Москва) и «Воля» (Воронеж) в представлении не нуждаются. Эти коллективы давно и горячо любимы и подготовленным слушателем и теми, для кого встреча с собственной культурой произошла совсем недавно. Заключал вечер ансамбль «Казачий Кругъ» (Москва).

Подробнее: Н.Н.Гилярова - творческий юбилей в Рахманиновском зале 2007

В очередном, третьем выпуске своего авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова» Пётр Ткаченко продолжает избранную им линию: в условиях разрушенности литературно-художественного процесса, литературного информационного пространства и обусловленного этим, по сути, литературным безвременьем, по мере сил и возможностей заниматься всё-таки литературой, как формой народного самосознания и традиционной культурой, не ссылаясь ни на какие стеснённые и неблагоприятные обстоятельства, «дух времени», как якобы побуждающий нас отказываться от ценностей духовных, нравственных, литературных. Помня, что на такой трудный час литератор, собственно говоря, и приходит.

И помня завет Н.В.Гоголя, своевременный и даже злободневный в наше время: «Если писатель станет оправдываться какими-нибудь обстоятельствами, бывшими причиной неискренности, или необдуманности, или поспешной торопливости его слова, тогда и всякий несправедливый судья может оправдаться в том, что брал взятки и торговал правосудием, складывая вину на свои тесные обстоятельства, на жену, на большое семейство, словом – мало ли на что можно сослаться. У человека вдруг явятся тесные обстоятельства. Потому нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело… Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение. Оно сделает упрёк ему, а не им: Зачем ты не устоял противу всего этого?...»

Одной из основных установок автора является перечитывание русской литературы без искажающей её идеологии, так называемой социальности, свойственной не только советскому периоду истории, но восходящей ещё к революционным демократам позапрошлого века. Как литературный критик, Пётр Ткаченко занимается этим многие годы. В третий выпуск «Солёной Подковы» вошли литературно-критические повести автора, посвященные «Слову о полку Игореве»: «В поисках града Тмутаракани», (невостребованные размышления о русской литературе и жизни) и «Уже приспели гибельные дни…» («Слово о полку Игореве» в русской литературе советского периода).

Подробнее: Третий выпуск альманаха Петра Ткаченко «Солёная Подкова»

Казачий Кругъ: Песнью все пребудет...К празднованию двадцатилетнего юбилея ансамбля «Казачий Кругъ» Культурно-просветительская Инициатива «Походъ» выпустила новую книгу-альбом «Песнью все пребудет…», посвященную деятельности этого известного коллектива. На страницах книги участники ансамбля и творческого объединения «Казачий Кругъ» делятся своими воспоминаниями, впечатлениями, размышлениями о себе, о казачьей песне, о традиционной культуре и вообще о жизни. Содержимое текста - далеко не набор торжественных дифирамбов в честь юбиляра, выражены разные мнения, в том числе критические.

Альбом иллюстрирован фотографиями с концертных выступлений, из экспедиционных поездок, фестивалей и праздников снятых в разные периоды жизни ансамбля, а также репродукциями картин художников И.Г.Машкова и С.А.Гавриляченко.

20-летний юбилей «Казачьего Круга»20-летний юбилей «Казачьего Круга» отмечали на Поклонной горе. Чтобы поздравить коллектив со знаменательной датой, в Москву приехали ансамбли из казачьих станиц и хуторов, из многих больших и малых городов России. Всех желающих Большой кинозал Центрального музея Великой Отечественной войны вместить, естественно, не мог, так что пришлось растянуть празднование на два дня.
20 апреля 2007 состоялась творческая мастерская казачьих фольклорных ансамблей. Поучаствовать в ней пришли жители Москвы и Подмосковья, гости, друзья, поклонники, любители казачьего фольклора.

Не так уж часто в Москве можно запросто пообщаться с такими выдающимися коллективами, как ансамбль казаков-некрасовцев из Ставрополья, ансамбль «Братина» из Санкт-Петербурга, «Бузулук» из г. Ново-Аннинска, «Майдан» из Новосибирска, «Старина» из станицы Кумылженской, «Воля» из Первоуральска… Всего же на фестиваль «Казачий Кругъ – Походъ» собралось, если считать и московские, около двадцати прекраснейших фольклорных коллективов. Это был настоящий праздник русской песенности.

Празднование проходило в рамках программы Культурно-просветительской Инициативы «Походъ». Её атамана Крюкова О.А., творческое объединение «Казачий Кругъ» и каждого из его участников сердечно поздравил Верховный атаман казачьих войск России и Зарубежья В.П.Водолацкий. Он вручил атаману Крюкову О.А. знамя Всевеликого войска Донского, а участникам объединения - казачьи награды. Со своей стороны ансамбль «Казачий Кругъ» подготовил для гостей сюрприз - новую песенную программу. Впервые прозвучали песни, записанные в казачьих станицах ещё до рождения «Казачьего Круга» - в шестидесятые - семидесятые годы прошлого ХХ века. Прозвучали и песни, полюбившиеся ещё с того памятного первого общественного выступления ансамбля в Концертном зале Института имени Гнесиных 22 февраля 1987 года, когда ансамбль заявил о себе как о рождении нового значительного явления в культурной жизни страны…

Подробнее: 20-летний юбилей «Казачьего Круга» на Поклонной горе 20 апреля 2007

Второй выпуск альманаха «Солёная Подкова»Вышел второй выпуск авторского литературно-публицистического альманаха Петра Ткаченко «Солёная Подкова».Во второй выпуск «Солёной Подковы» вошла «ненаписанная повесть» автора «Встретимся на том свете или Возвращение Рябоконя». Это документальное повествование о гражданской войне на юге России, в приазовских плавнях.

Василий Фёдорович Рябоконь – поистине легендарный человек, народный характер – являвшийся символом повстанческого движения, непокорности и человеческого стоицизма на Кубани, скрывавшийся в приазовских плавнях вплоть до конца 1924 года. Кубанский Робин Гуд, до сих пор не реабилитированный.

Своего героя, для старых и новых идеологов остающегося бандитом, реабилитировал и оправдал сам народ, передающий в поколениях легенды о нём, как и о всяком действительно народном герое – неуловимом и бессмертном… В определённой мере – это несколько непривычный взгляд на события гражданской войны на юге России, так как автор пытается представить своего героя с точки зрения народного самосознания, а не с точки зрения той или иной идеологии.

В новый выпуск «Солёной Подковы» вошла так же литературно-критическая повесть Петра Ткаченко «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина как памятник русского самосознания), в которой автор задаётся природой предсказаний, их нужности или ненужности в реальной жизни… Кроме того автор задаётся сакраментальным вопросом, касающимся первой страницы русской святости: почему князья Борис и Глеб канонизированы, но забыт их брат Святослав, князь Древлянский, так же безвинно и мученически убиенный Святополком окаянным… Автор рассматривает драматическую ситуацию на Руси, сложившуюся после смерти князя Владимира-Крестителя. Но эту повесть нельзя назвать лишь исторической, поскольку автор рассматривает исторические события с точки зрения народного самосознания в его временном развитии. А потому не только о прошлом, но и о нашем нынешнем состоянии, рассказывается в этой литературно-критической повести, в которой автор, безусловно, являет новый взгляд на «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

Подробнее: Второй выпуск альманаха «Солёная Подкова»

Новый диск ансамбля «Казачий Кругъ»«Теперь черед тебе служить…» – эта строка из стихотворения А.Туроверова «Конь боевой с походным вьюком», ставшего замечательной казачьей песней, легла в название нового диска, записанного ансамблем «Казачий Кругъ» в канун двадцатилетия коллектива.
Диск назван так не только потому, что сама песня присутствует на записи. Для всех нас, кто в двадцать первом веке строит дома, рожает детей, растит хлеб или работает у компьютера, кто с оружием в руках защищает этот хрупкий мир – живет, одним словом – древние дедовские слова и распевы несут какое-то послание. Порой невысказанное, но явно присутствующее, и важное для нас, для нашей современной жизни. Конечно, наши предки и во сне не видели, не представляли, какой станет наша земля после всех социальных, промышленных, информационных революций.

Зато они очень хорошо знали, что такое вера, любовь, долг, честь. Зато они ясно понимали, что нет ничего в мире святее братства, дороже отца, матери, Родины. Это не всегда выражено словами, но почти всегда необъяснимо слышно.

Вам судить, насколько удачно получились эти песни в нашем исполнении на диске. Но при желании вы можете попробовать спеть и лучше – к диску прилагается буклет с текстами песен. Если получится - мы будем считать это нашей общей удачей.

Новый диск "Казачьего Круга" продолжает серию "Антология казачьей песни "Походъ".

Иван Федорович Быкадоров28 февраля 2007 года умер Иван Федорович Быкадоров. Казак станицы Глазуновской, замечательный знаток и мастер местной песенной традиции, глубокий и мудрый человек, Иван Федорович был долгие годы образцом, учителем и другом для многих молодых людей, которых к нему привела любовь к казачьей песне.
Родившийся в репрессированной казачьей семье, он сам долгое время ходил с паспортом, отмеченным штампом "социально опасен" и вполне испытал сопутствующие этому статусу скорбные обстоятельства. Но как бы трудно ни складывалась жизнь, не озлобился казак Быкадоров. Доброе отношение к людям, глубокое понимание жизни, требовательность к себе и к ученикам выдавали в нём незаурядную личность с щедрой душой.

Он умел с первой встречи с человеком общаться так, как будто знаком с ним всю жизнь, чувствовал собеседника сердцем. Песню Иван Федорович понимал гораздо шире чем красивый набор слов и звуков и это всегда чувствовалось в том как он ведет свой голос.
Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего Иоанна.