Статьи и публикации

Казачий Круг (для «Казачьей энциклопедии»)

Содержание материала

В 1991г. по предложению и при участии «К.К.» Редакция народного творчества Всесоюзного радио выпустила в эфир цикл из пяти радиопередач «История России в казачьей песне», а ещё ранее, в 1990 г., фирма «Мелодия» по итогам Первого Международного фольклорного фестиваля выпустила диск-гигант «Поют молодёжные фольклорные ансамбли», одна сторона которого представляет «К.К.» (с участием С.Г.Заградской) п/у В.Н.Скунцева.

«К.К.» поддерживает контакты с казачьими подразделениями и структурами в разных регионах страны, творческими объединениями и союзами, иерархами и священнослужителями русской Православной Церкви, Российским фондом культуры, казачьими писателями и поэтами, художниками и скульпторами, кинематографистами и фольклористами, ведёт разностороннюю деятельность по сохранению бесценных сокровищ народного творчества и казачьего фольклора, в т. ч. через всероссийский альманах «Русская традиционная культура» и другие печатные издания и аудио-приложения, выпускаемые специализированным Издательством «Родникъ» (издательство и альманах созданы в 1995 г., учредитель и главный редактор старейшина ансамбля «К.К.» Шантаренков Николай Никифорович).

«К.К.» принял участие в ряде международных акций за рубежом, выезжал на международные фестивали – Белград (1994), Фалун (Швеция) 1993, Париж (1995, 1998). Солисты ансамбля участвовали в создании художественных, документальных и телевизионных фильмов («Очи чёрные», «Очарованный странник», «Белый генерал», «Казаки-казаченьки», «Возвращение жар-птицы», «Кижские колокола», «Русский бунт»).

В 1995 году в «К.К.» произошли существенные для коллектива перемены. В связи с организацией профессионального ансамбля того же названия вышел из состава «К.К.» Владимир Скунцев. Ансамбль продолжал работу на принципах атаманского правления – атаманом избран солист-запевала Сахаров Николай Григорьевич.

За истекшие 12 лет существования «К.К.» молодёжное фольклорное движение расширилось и заметно изменило свой облик, в нём всё более мощно заявляет о себе мужская традиция. Носители её - молодые люди из разных мест России - включаются в собирательскую, аналитическую и практическую работу с целью овладения народными ремёслами, «казачьим спасом», рукопашными боевыми искусствами. Так, появились православные юношеские объединения, изучающие и выявляющие на практике связь приёмов русской национальной школы рукопашного боя, с одной стороны, и мужской казачьей пляски – с другой, фактов устного народного творчества – с «секретами» воинского мастерства и т. п. Попутно они осваивают музыкально-песенный репертуар ансамбля, расширяя его за счёт собственных экспедиционных находок. Присутствующий здесь момент взаимопроникновения различных компонентов единой традиции как нельзя более наглядно характеризует диалектику процесса её становления и развития во времени. Она, эта диалектика, как и путь ансамбля «К.К.», предопределена самой сущностью любительского по своей природе и организации объединения, спецификой традиционной народной культуры и Велением Времени.

Искусствовед, учредитель и главный редактор ООО «Издательство РОДНИКЪ»,
Учредитель и главный редактор альманаха «Русская традиционная культура». Старейшина ансамбля «Казачий Круг», солист ансамбля казачьей песни «Воля» Шантаренков Николай Никифорович

Подготовлено для «Казачьей энциклопедии» в конце 1999 г.