В Институте военной истории Министерства обороны в Москве 3-4 октября 2007 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Казачество в истории России». Конференция проводилась в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы.» Подготовка и проведение её возлагалось на Росвоенцентр, Минобороны России, Минрегион России, Минобрнауки России, Роскольтуру, Росархив, Российскую академию наук и администрацию Краснодарского края.

Эту конференцию я ожидал с особым волнением и даже трепетом. В самом деле – столь представительные её организаторы, само название конференции – научно-практическая, место проведения – Институт военной истории – всё внушало надежду на то, что наконец-то пойдёт серьёзный, научный разговор о казачестве, о том, как сорганизовать казачество в нынешних условиях, чтобы оно выполнило свою историческую миссию – укрепления окраин России и патриотического воспитания граждан. Ведь «возрождение казачества» на той мировоззренческой основе и законодательной базе, которая была ему задана, явно не получается и затухает. Ясно и то, что происходит это вовсе не потому, что казачество представляет собой нечто архаическое и отжившее, но, прежде всего, потому, что оно являет традиционный образ и уклад жизни, основанный на народном самосознании, а не так называемый «модернизированный», как якобы сегодня востребованный, исключающий не только традиционную народную культуру, но и культуру вообще…

Надежды на эту конференцию внушало и то, что ситуация в обществе слава Богу начинает изменяться, после революционно-демократического психоза наступает горькое похмелье, а значит – обращение к спасительным традиционным ценностям, патриотизму, культуре и здравомыслию. Тем более, что и официальный курс продекларирован более чем определенно. Президентом страны В.В.Путиным на заседании Государственного Совета 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»: «Традиционная народная культура для нашей многонациональной страны – это не только бесценное наследие и общенациональное преимущество. Ведь культура в России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.»

Справедливости ради надо сказать, что организаторы конференции проделали большую работу и надо полагать порядком затратились. В самом деле вызвать со всей России сто пятьдесят делегатов ( из которых приехали сто двадцать), вручить каждому за здорово живёшь огромный фолиант – по истории казачества, папку – портфель, блокнот, ручку – и всё это с логотипом конференции, и даже специально выпущенный к мероприятию значок – всё говорило о серьёзности предстоящего обсуждения проблем казачества. Правда, красивые портфельчики, вручаемые участникам научно-практической конференции оказались по сути пустыми, кроме программки конференции, блокнота, ручки и значка там ничего не было, хотя могли быть, как минимум, федеральный закон «О государственной службе российского казачества» и материалы Госсовета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации.»

Но пустыми оказались, к сожалению, не только портфельчики делегатов, но и само мероприятие, вселявшее столько надежд. Главная подмена состояла в том, что на научно-практическую конференцию были приглашены в основном не учёные, жизнь свою положившие на изучение российского казачества, а члены казачьих войск и обществ и то представленных далеко не первыми лицами. В результате чего получилась не научная конференция, а нечто вроде очередного совета атаманов с дежурной говорильней, далёкой от научного осмысления проблем казачества в современных условиях.

Докладчик, советник Президента, Герой России, генерал-полковник Г.Н.Трошев в течение сорока пяти минут популярно довел собравшимся историю казачества с древнейших времён, которую они, надо полагать, до этого не знали. Когда же коснулся собственно темы конференции – патриотического воспитания, то лишь назвал цифры – сколько у нас кадетских казачьих корпусов, колледжей, классов и т.д., - якобы говорящие сами за себя о том, что с патриотическим воспитанием сегодня у нас всё в порядке, а через казачество в особенности. Главное же – то, чем наполнить создающуюся систему патриотического казачьего воспитания, по каким программам её проводить, что предложить детям для чтения – всё это не волновало ни докладчика, ни участников научно-практической конференции.

Когда же очередь дошла собственно до учёных, подмена сути конференции сказалась окончательно. Выступление историка, старшего научного сотрудника Института Российской истории Российской академии наук Николая Ивановича Никитина оказалось по сути отвергнутым. Да и понятно, ведь учёный представил казачество как феномен российской жизни, разоблачил провокационность сепаратистской по сути идеи о казачестве как об отдельном самостоятельном народе.

Особенно негодовали представители Ростовской области, которые судя по заявлениям и публикациям даже в центральной прессе, не в России, а в «Донской республике» желают жить…

Такая получилась научно-практическая конференция, далёкая от науки. Почему столь строгое государственное учреждение как Институт военной истории Министерства обороны пошёл на такую подмену понятий, я не знаю. Но элементарная логика приводит к двум возможным причинам. Коль курс на патриотическое воспитание объявлен государственным, а на деле происходит нечто противоположное, то или – на этом уровне, во что верить не хочется, присутствуют двойные стандарты – декларировать одно, а делать другое, или же – в обществе находятся силы, которые искренние и добрые намерения руководства страны искажают до неузнаваемости, дабы эти намерения никогда не осуществились.

Но это, судя по нашей истории и судьбе, новостью не является. И никогда не являлось.

Конечно, будь завтра объявлено ещё какое-нибудь казачье мероприятие, я снова, несмотря на все разочарования, пойду на него. Ведь принадлежность к казачеству – это вовсе не принадлежность к партии или какому-нибудь общественному движению, а судьба, которую, как одёжку, не сбросишь. Пойду снова на подобные мероприятия. Если, конечно, позовут.

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист,
прозаик, издатель авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова».
г.Москва
Ткаченко Пётр Иванович, тел.д. (моск.) 395-51-96, моб.89035139567