«Соленая Подкова»

Краснодар или Екатеринодар ?

Содержание материала

Но откуда такой логический и смысловой провал? Чтобы ответить на этот вопрос, надо задаться другим, сакраментальным вопросом, особо тщательно скрываемым от общественного сознания. По общим законам социального развития общества после всякой революции непременно наступает реставрация. Была ли реставрация в России? Те, кто считает, что восстановление справедливости наступило только теперь, уверены, что ничего подобного у нас не было. На самом же деле реставрация, так старательно умалчиваемая, у нас была. И началась она еще в предвоенные годы, пожалуй, с 1934 года, когда в учебные программы вместо исключительно истории ВКП(б) была возвращена родная история, когда возвратились к казачеству и много чего было сделано позитивного и не только под угрозой надвигающейся войны. Это не только мое мнение. Неленивые и любопытные могут почитать об этом статьи тридцатых годов замечательного мыслителя Георгия Федотова. Его труды, написанные в эмиграции, в двух томах выходили в 1995 году в Санкт-Петербурге. Не учитывать этого, значит вольно или невольно декларируя восстановление справедливости, потакать несправедливостям новым… Так что нам дороже - формальное соблюдение догмы, теперь уже новой и красивой или действительное положение страны, народа, общества, личности? По логике нынешних неистовых, но формальных «восстановителей справедливости» выходит, что догма им дороже… И ясно почему реставрация столь тщательно скрывается. Она же связана с именем сатрапа Сталина, при котором, по логике новых «демократических» революционных идеологов ничего значимого не происходило… Значит, получается так, что разрушить великое государство и бросить его в хаос революционного беззакония - это вроде бы и не преступление, а объективный ход истории, а погасить беззаконие, восстанавливая государственность - это тирания… Пока в этих несложных положениях будет блуждать последнее пока поколение деятелей культуры, мы будем спотыкаться, что называется на ровном месте.

Все это имеет самое прямое отношение к тем компаниям переименования городов "демократического" времени, которые явно не удались. И вовсе не потому, что этому мешали чиновники или еще какие-то силы. Ну, ненормально же, в самом деле, что Санкт-Петербург находится в Ленинградской области, Екатеринбург - в Свердловской, а мой районный центр станица Полтавская - в Красноармейском районе.

Любопытные контраргументы выдвигаются против такой "консервативности" мнения, которое, я исповедую. Всякого, кто не согласен с переименованием города тут же, в лучших "традициях" советского агитпропа зачисляют в те "ортодоксы", которые ведут историю России только с 1917 года, как это делает В.Лихоносов (см. "Новая газета Кубани", №31, 2006 г.) Безусловно, категория людей так считающих, у нас есть. Да и странно было бы, если бы ее не было после стольких мировоззренческих насилий. Но я то всю жизнь занимающийся народным творчеством и древнерусской литературой, в частности "Словом о полку Игореве" ни в коем разе не веду историю своей Родины с семнадцатого года. Но, желая детям своим добра, тем не менее, с переименованием Краснодара не согласен. И в доказательство того, что в осмыслении нашей истории и судьбы происходит какой-то роковой провал, сошлюсь на один пример. Как якобы главный аргумент волюнтаризма в топонимике В.Лихоносов называет подмосковный Солнечногорск; "Солнечногорск, Нефтегорск - это искусственные, навязанные названия. Сами люди так бы не назвали". Историю Нефтегорска я не знаю, а вот Солнечногорска знаю хорошо. Именно там мне довелось начать свою офицерскую службу, заниматься в этих блоковских местах краеведением не на любительском уровне. Результаты многолетних краеведческих поисков и стали потом основой дипломной работы о фольклоризме в творчестве Александра Блока "При свете мифа", которую я защитил в Литературном институте. Так вот, название Солнечногорск - не советское и даже не досоветское. Название Солнечная Гора было здесь с незапамятных языческих дохристианских времен… Не верящих отсылаю к обстоятельным книгам - "Были Солнечной Горы", семидесятых годов миновавшего века и "Солнечногорье", вышедшей в наши дни. Но в таком случае, если дохристианское нам видится советским, лучше не предпринимать новых радикальных, революционным преобразований, какими бы красивыми декларациями они не обставлялись… Интересно было бы знать, как предлагает назвать подмосковный Солнечногорск В. Лихоносов.

В прошлом году довелось побывать в Екатеринбурге. Там вышла моя повесть об афганской войне "Слово о Мараварской роте". Что меня особенно поразило, так это то, что в железнодорожном билете значился почему-то не Екатеринбург, а… Свердловск. Факт более чем символический. Как мы в духе установления справедливости не пытаемся, попасть в Екатеринбург, оказываемся все-таки в Свердловске… Да знаем мы кто такой Свердлов и о его роли в геноциде казачества. Но ворошить его зловещую тень ради разрушения уже нынешней жизни - это и вовсе какое-то легкомыслие и безответственность.

В Екатеринбург же ехал с особым трепетом, так как именно туда, в Свердловскую область были высланы мои дедушка и бабушка в 1929 году со своим многочисленным семейством в пятнадцать человек, где они бесследно и сгинули. На этой горестной земле у них не было даже могил, словно их и не было никогда на этом свете. Там я взял горсть уральской земли и на станичном кладбище сделал их могилы. Вот, видимо, и все, что можно было теперь сделать…

Переименовывать же Краснодар в Екатеринодар не следует не только потому, что название города, так же как и название его центральной улицы Красной не содержит в себе революционной символики. Ах, этого требует третье поколение первой волны эмиграции наших соотечественников, уже потерявшее всякую связь с исторической родиной, якобы в обмен на что-то… Да мало ли кто чего требовал у нас во все времена. Но наши предки твердо знали, что территория и история торгу не подлежат… Не говоря уже о затратности такого мероприятия, нельзя не задаться вопросом: а как при этом будет называться край?... Главное же состоит в том, что четыре поколения граждан иным свой город не знают, и его переименование станет психологическим ударом уже по российским районам Северного Кавказа, выбивая людей из привычного состояния. К многочисленным проблемам региона добавится еще и эта. Так что "восстановление справедливости" тут явно запоздало… Конечно, если нельзя, но очень хочется, то тогда можно снова ломать все через колено при этом грозя революционным авантюристам, или абсолютно уподобляясь. Ведь от той жизни, точнее загона для людей, который они нам уготовляли, уже давно не осталось и следа, ибо народ ценой немыслимых трагедий, невероятных усилий и больших жертв это давно преодолел.

Надеюсь на то, что народ, в конце концов, разберется и сделает верный, ненасильственный выбор. Хотя В. Лихоносов отказывает ему в таком праве: «Референдум проводить бессмысленно, так как большинство людей приезжих…» (так в тексте - П. Т.) Абсолютно в духе нравов нынешних «хозяев жизни», которым на народ наплевать… Видимо писатель подзабыл о том, что хотя он многие годы и живет на Кубани, но тоже является приезжим. А стало быть тоже относится к тем, кто, по его же логике, своего мнения иметь не должен… Такое вот получается, как ни крути, странное восстановление справедливости, связанное с переименованием Краснодара.